Разделы сайта

Главная

ЗАИКАНИЕ

Заикание — что это такое?

 

Наверное, не найдется человека, который бы не встречал в своей жизни заикающегося. Все знают, что заикающиеся запи­наются, застревают на отдельных звуках, словах, мучительно переживая неспособность высказаться. Это внешняя сторона заикания. А что внутри? Почему возникает недуг, который не­редко меняет судьбу человека? Ведь из-за заикания некоторые люди не решаются осуществить свои мечты, «откликнуться» на призвание, не осмеливаются объясниться в любви. Иначе го­воря, нарушение речи у заикающегося приводит к развитию комплекса неполноценности.

Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заика­ние возникает в возрасте от двух, максимум до 6—7 лет.

Нет единства во взглядах на причины и сущность заи­кания. Наиболее распространено мнение, что заикание — это невроз. Его даже называют часто логоневрозом. Основным фактором, вызывающим его, наиболее часто считают испуг. И действительно, родители заикающихся, да и они сами сооб­щают, что запинки возникли у них непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Пугаются дети и других животных, например, коров, коз. Затем — пьяных, драк взрослых, особенно родителей, страшных сказочных персонажей, грозы и — злых воспитате­лей, которые пугают страшными наказаниями, а иногда и вы­полняют свои угрозы.

Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникно­вении заикания. Но... Вот тут-то всплывает это коварное «но». Сколько детей путается чего-нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Это же замечание справедливо и для заикания, которое появляется поводом к подражанию. Сколько детей на­ходится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко не все. Так что для того, чтобы появилось заикание, одного ис­пуга недостаточно. Нужно, чтобы у ребенка были какие-то особенности нервной системы, создающие предрасположен­ность к заиканию.

Для того, чтобы объяснить, что это за особенности, следует разобраться в том, что же такое само заикание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как выглядит заикание

 

В настоящее время заикание определяется как нарушение плавности и ритма речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, на­пряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует со­гласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.

У одних детей запинки в большей степени сосредоточены в губах, языке, у других — в голосовом аппарате, гортани, у третьих — в дыхательном отделе. У части детей запинки охва­тывают все эти отделы приблизительно в одинаковой степени.

Сами запинки, которые иногда называют судорогами, бывают двух видов: клонические и тонические.

Клонические запинки проявляются в многократном повторении какого-либо звука или слога, чаще всего в начале слова, например, «п-п-п-папа» или «па-па-па-папа».

Тонические запинки проявляются в длительном напря­жении мышц на каком-либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная (особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надувание жилок на шее. Например, «п...папа». Тонические запинки могут выступать в виде напря­женного протягивания гласных звуков или добавления глас­ных в начале слова, например, «Ааа...ня» или «Ааа...кошка».

Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают топать ногой, хлопать по бедру рукой, причмокивать и т. п., т. е. у них появляются сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы помогают, но очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь, делают за­икание еще более тяжелым.

Различным может быть и начало заикания. В одних случа­ях запинки появляются сразу, как гром среди ясного неба. В других — заикание развивается постепенно. Сначала ребенок останавливается, «спотыкается», протягивает гласные, как будто случайно. Ученые еще не полностью проанализировали значение того, как возникает заикание для особенностей и прогноза его лечения. Однако несомненно этот фактор являет­ся важным. Родители должны обратить внимание и запомнить, как начиналось заикание. Даже при малейших сомнениях (за­икание ли это) необходимо обратиться к специалистам.

 

 

 

 

 

Берегите детей

 

Что же мешает органам речи двигаться плавно, ритмично, согласованно? Великий русский физиолог И.А. Павлов считал, что испуг или другое чрезвычайное событие вызывает возбуж­дение в определенной области мозга, которое приобретает за­стойный характер и препятствует свободному прохождению нервных импульсов. В настоящее время делаются попытки уточнения этой теории, которая объясняет, что такое застой­ное возбуждение появляется не у всех детей, а только у тех, у которых есть врожденные особенности мозгового устройства речевой функции. К ним могут относиться: слабость речевых зон, расположенных в левом и правом полушариях мозга, а также такое явление, как левшество. Преобладание активнос­ти левой руки над правой указывает на то, что у детей активное правое полушарие мозга, и свидетельствует о преобладании, условно говоря, образного мышления над, опять же условно говоря, логическим. Это в свою очередь возбуждает области мозга, связанные с эмоциями. Повышенная же эмоциональ­ность приводит к обостренной реакции на воздействия внеш­него мира. Таким образом, оказывается, что дети-левши имеют предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заи­канию. Нужно помнить, что особо опасным является период жизни от 1,5 до 6—7 лет. Если в это время не будет серьезных провокаций — испуга, тяжелых болезней, семейных драм и пр., то нервный срыв может и не произойти.

Заикание, возникшее на основе слабости нервной деятельности, без «поломки», без ги­бели самих клеток мозга, называют невротическим, функци­ональным или логоневрозом. Но есть еще и другие виды за­икания, возникающие в результате органического поражения нервной системы, т.е. вследствие гибели мозговых клеток, как правило, не в коре, а в глубине мозга. Это объясняет то, что интеллект у заикающихся детей не страдает. Органиче­ские симптомы могут быть выражены очень слабо, но, тем не менее, обследование ребенка неврологом, психоневрологом нередко выявляет

эту органическую симптоматику в виде па­тологических рефлексов, наличия гидроцефалии (увеличе­ния количества жидкости в мозге), судорожной готовности (склонности к тикам, судорогам) и пр. Заикание в этих случа­ях — лишь одно из проявлений заболевания центральной нервной системы. Оно носит достаточно стабильный харак­тер, т.е. степень его тяжести примерно одинакова в разных ситуациях общения: и дома, и в гостях, и при выступлении на сцене, и по телефону.

При функциональном же заикании речь у ребенка мо­жет быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение. Особенно тяжелое состояние возникает при воз­буждении, эмоциональных нагрузках. В возрасте, когда ребе­нок начинает осознавать себя как личность, как правило, возникает страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Образуется порочный круг: возбуждение вызывает заикание, заикание усугубляет склонность к возбуждению.

У заикающихся детей часто бывают симптомы нарушения вегетативной нервной системы: потение ладоней, учащенное сердцебиение (тахикардия), покраснение кожных покровов и т.п. Как невротическое, так и органическое заикание невоз­можно преодолеть без лечения нервной системы в целом. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей заболевания и характера ре­бенка.

Помимо обучения «технике» речи, в частности, речевому ритму, необходимо «привести в порядок» личность за­икающегося, хотя бы в возможных рамках. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комп­лекса неполноценности (если он уже появился), на форми­рование веры в свои силы, на убеждение в том, что заика­ние это не крах жизненных планов, а преодолимая прегра­да на пути к их осуществлению. Особенно тяжелы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом при­чин. Следует выработать адекватное отношение заикающего­ся к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» ок­ружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо убедить заикающегося в истинном масштабе по­мех, которые несет в себе заикание.

Кроме того, работа по устранению заикания требует лечения всех болезней, которыми страдает заикающийся, так как любая из них может вызвать обострение степени вы­раженности заикания. В связи с неоднородностью проявлений заикания его лечение должно носить комплексный характер. Это необходимое условие достижения ощутимого успеха.

 

Кто лечит заикание

 

Какие же специалисты должны лечить заикание?

Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, другие приемы воздействия.

Иглотерапевты, воздействуя на специальные точки (нерв­ные узлы), снимают нервное напряжение.

Психологи, изучая личность заикающегося, выявляют сла­бые стороны его характера и помогают ему исправить их. Пси­хологи учат заикающегося общаться в разных жизненных си­туациях, а также помогают ему выразить себя эмоционально, творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и пр.

Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользо­ваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть осо­бенно трудные звуки, что они больше заикаются, например, на звуке «П», чем на «С». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэтому задача логопеда — не исправить произношение этих звуков, а доказать, что произносить их так же легко, как и все другие.

Инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК) заботятся об оздоровлении ребенка: закаливание, массаж, физкультура. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, способствуют выработке у ребенка необходимой координации и способнос­ти двигаться ритмично.

Следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит очень важную лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его самостоятельно.

Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезапными возвратами болезни после, каза­лось бы, ее полного вылечивания.

На речь заикающегося влияет все: и психическое и фи­зическое состояние организма. Иными словами, не только заболевания или слабость центральной нервной системы яв­ляются врагами заикающегося, но и практически любые бо­лезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Логопедическая работа при заикании наиболее прямо, прицельно связана с речью. Наиболее удобно ее осуществлять в специализированных детских учреждениях, где имеются и другие специалисты. В этом случае возможны согласованные действия, подчиненные одной идее. Пятидневное пребывание ребенка в таком учреждении оптимально, поскольку в этом случае он попадает в другую, не домашнюю среду, которая, сменяя привычную, сама по себе «гасит» патологическую при­вычку запинаться.

Чтобы закрепить положительный эффект, достигнутый за неделю, в выходные дни необходимо создать дома спокойную, щадящую обстановку. Это нелегко, но что делать!

Совместные усилия специалистов и родителей обязатель­но помогут справиться с проблемой выработки у ребенка плав­ной, красивой речи.

ПАМЯТКА для родителей

 

1. Создать дома максимально комфортную обстановку. В присутствии заикающегося ребенка вести себя спокойно, не выказывать беспокойства по поводу особенностей его речи, не обсуждать при нем с кем-либо улучшение или ухудшение в ре­чи. Разговаривать надо тихо, но выразительно, т.е. выделяя важные в смысловом отношении места и выдерживая паузы. Например, «Если ты будешь хорошо себя вести, / мы обяза­тельно пойдем в зоопарк» (жирным шрифтом выделены смыс­ловые акценты, а косая черточка между частями фразы обозна­чает выдержанную паузу).

2. Читать ребенку книги, соблюдая обозначенный выше речевой режим.

3. Предоставлять ему возможность слушать ритмичную, легкую, не возбуждающую музыку, а перед сном красивую ко­лыбельную.

4. Никогда нельзя говорить ребенку: «Ты сказал плохо, повтори еще раз». В том случае, когда затруднения в речи вы­ражены в сильной степени, следует либо отвлечь ребенка от речи, переключив его внимание на что-нибудь другое, либо, догадавшись, что он хочет сказать, постараться сделать это вместе с ним, либо договорить за него, сформулировав свою речь в виде вопроса, например: «Ты хочешь спросить, скоро ли мы пойдем гулять?».

5. Никогда не говорить ребенку: «Вдохни или набери по­больше воздуху и скажи». Эта инструкция провоцирует напря­жение речевых мышц или увеличивает его еще больше. Кроме того, она акцентирует внимание ребенка на акте дыхания, де­лая его осознанным, произвольным, в то время как оно носит сугубо непроизвольный, рефлекторный характер.

6. Нужно внимательно следить за тем, не появляются ли или не усиливаются ли у ребенка в момент речи навязчивые движения (хлопанье рукой по телу, топанье ножкой, хлюпанье носом, причмокивание и т.п.). Если вы их заметили, постарай­тесь применить отвлекающий маневр и найти время и возмож­ность обеспечить ребенку физическую нагрузку, как то: ходьба, бег, плавание, велосипед, лыжи, коньки, ритмическая гимнастика, т.е. такие виды движений, которые обеспечивают равно­мерное и поочередное задействование либо одной, либо дру­гой стороны тела. Обязательно выполнить условие, состоящее в том, что ребенок должен во время физической нагрузки ус­тать в такой степени, чтобы почувствовать мышечное расслаб­ление. Иначе говоря, двигаться до усталости, но не до изнемо­жения.

7. В том случае, если речь резко ухудшилась, постараться занять ребенка теми видами деятельности или игры, которые не требуют речи, т.е. постараться, чтобы он побольше молчал, и одновременно обратиться к специалистам (врачу, психологу, логопеду).

Список литературы

 

 

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003. - 208с.
  2. Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М., 2001. – 64с.
  3. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. – М., 2009. – 222с.
  4. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984. –175с
  5. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М., 2004.– 128с.
  6. Логопедия/ Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.-680с.
  7. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб, 2004. – 348с.
  8. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М., 2001. – 208с.
  9. Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5 - 7 лет в детском саду. - М., 2006. - 64с.
  10. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
  11. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2006. – 30с.
  12. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. – М., 2005. – 128с.