Разделы сайта

Главная

Военно-патриотический клуб "Застава"

Положение о военно-патриотическом клубе «ЗАСТАВА»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность военно-патриотического клуба «Застава» (далее – Клуб), определяет его цель, задачи, порядок функционирования.

1.2. Клуб создается при содействии руководства управления по образованию Минского районного исполнительного комитета, Института пограничной службы Республики Беларусь.

1.3. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь                     «О воинской обязанности и воинской службе», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы, иными нормативными правовыми актами.

1.4. Клуб имеет свои отличительные символы и атрибуты: наименование, девиз, песню, эмблему, значок, форму.

1.5. Работа с учащимися осуществляется в виде занятий, соревнований, походов, экскурсий, сборов и др.

Девиз Клуба: Единство. Родина. Честь.

  1.  Цель, задачи и методы и принципы деятельности клуба

2.1. Клуб – объединение по интересам, созданное с целью формирования у детей и учащейся молодежи гражданственности, патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

2.2. Цель – воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности, патриотизма, формирования мировоззренческой, информационной и поведенческой культуры, воспитания ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья, осознания собственной роли в развитии белорусского общества, готовности к защите Родины.

2.3. Деятельность Клуба направлена на решение следующих задач:

-воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии;

-формирование готовности к служению Родине, военно-профессиональной деятельности;

-формирование представления о специфике пограничной службы, роли и месте органов пограничной службы Республики Беларусь (далее – органы пограничной службы) в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь, основных вехах истории пограничной службы, традициях и ритуалах органов пограничной службы;

-получение первичных навыков владения стрелковым оружием и изучение правил безопасности при обращении с оружием;

-практическое освоение навыков строевой подготовки, самообороны, повышение уровня физической подготовленности обучающихся;

-формирование смелости и решительности, воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, глубокого понимания личной ответственности за защиту своей Родины – Республики Беларусь

- воспитание ответственного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, профилактика вредных привычек;

-знакомство с военными профессиями, учреждениями образования, осуществляющими по ним подготовку, профориентационная работа;

-содействие развитию активной гражданской позиции, социализации, саморазвитию обучающихся.

2.4. Основные формы и методы реализации целей и задач Клуба:

Рассказ, беседа, самостоятельная и групповая работа, наглядные методы обучения, практическое выполнение упражнений, заданий; методы проблемного обучения, дискуссии, игровые и интерактивные методы, метод проектов.

Выбор форм и методов обучения и воспитания осуществляется на основании целей и задач изучения конкретной темы настоящей учебной программы с учетом уровня подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2.5. Проведение занятий Клуба осуществляется в рамках организации шестого школьного дня на базе учреждения образования и Института пограничной службы Республики Беларусь. Иные сроки проведения занятий устанавливаются по согласованию администрации учреждений образования и руководства управления по образованию Минского райисполкома.

2.6. Принципы деятельности Клуба: гумманизация образования;осуществление целостного подхода к воспитанию;соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;деятельностный, практико-ориентированный подход;

3. Основные направления деятельности Клуба

3.1. программно-планирующее: направлено на осуществление образовательного и воспитательного процесса в соответствии с государственной молодежной политикой Республики Беларусь;

3.2. военно-патриотическое: направлено на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, готовности и способности к его вооруженной защите, сохранение и приумножение славных воинских традиций, традиций пограничных войск;

3.3. историко-краеведческое: изучение военной истории и культуры, формирования и развития органов пограничной службы Республики Беларусь, основных вех истории пограничной службы;

3.4.информационно-пропагандистская работа: популяризация военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, Института пограничной службы Республики Беларусь.

4. Клуб:

4.1. определяет профиль своей деятельности, планирует работу, реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

4.2. проводит научно-исторические конференции, круглые столы, тематические вечера, конкурсы, кинолектории, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, пограничных войск, действующими офицерами пограничных войск, соревнования, игры, походы, экскурсии, показательные выступления военнослужащих и другие мероприятия военно-патриотической направленности;

4.3. участвует в содержании мемориалов и памятников воинской славы и уходе за ними;

4.4. оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов; семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга;

4.5. взаимодействует со средствами массовой информации для освещения своей деятельности.

4. Материально - техническое обеспечение деятельности Клуба

4.1. Деятельность Клуба обеспечивается за счет внебюджетных средств учреждения образования, Института пограничной службы Республики Беларусь и иных источников, не запрещенных законодательством, а также других привлеченных средств.

4.2. Использование Клубом материально-технического оборудования Института пограничной службы Республики Беларусь, а также имущества, обмундирования осуществляется по договоренности с руководством Института пограничной службы Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

4.3. Материально-техническая база иных учреждений образования, организаций, осуществляющих подготовку молодежи к военной службе, может использоваться Клубом в реализации задач на договорной основе в установленном законодательством порядке.

5. Членство клуба, символика

5.1. В Клуб принимаются обучающиеся 6 – 10 классов учреждения образования, изъявившие желание заниматься по программе Клуба, уважающие его традиции, а также добросовестно обучающиеся в учреждениях образования.

5.2. Прием в Клуб проводится на основании личного письменного заявления учащегося (с 14 лет) или его родителей (законных представителей).

5.3. При зачислении в Клуб кандидаты дают торжественную клятву (обещание).

5.4. Принятие торжественной клятвы (обещания) новыми членами Клуба проводится в праздничной обстановке, при участии всего личного состава Клуба с приглашением родителей (законных представителей), педагогов и других гостей.

5.3. Клуб имеет свою символику: эмблему,  флаг и др., которые хранятся в помещении Клуба. 

5.4. Символы Клуба могут использоваться только при его участии в мероприятии. В противных случаях использование символов Клуба недопустимо.

6. Права и обязанности члена Клуба

6.1. Член Клуба имеет право:

6.1.1. участвовать в собраниях, слетах, смотрах и конкурсах проводимых в рамках образовательного процесса, на районном, областном и республиканском уровнях;

6.1.2. при достижении соответствующего возраста обращаться к руководству пограничного органа (наименование) с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата для службы в пограничных войсках РБ, поступления в Институт пограничной службы Республики Беларусь.

6.2. Член Клуба обязан:

6.2.1. дорожить честью и членством в Клубе;

6.2.2. выполнять данное торжественное обещание (клятву);

6.2.3. успешно осваивать программу обучения, оказывать помощь товарищам в учебе, быть примером в поведении;

6.2.4. своевременно выполнять поручения руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию, командиров, касающиеся его деятельности.

7. Меры поощрения:

За активную работу, образцовое выполнение обязанностей члены Клуба могут поощряться администрацией учреждения общего среднего образования, руководством Института пограничной службы Республики Беларусь в форме: благодарности; благодарственного письма родителям; грамоты; помещением фотографии на «доску Почета» учреждения образования и иными формами поощрения.

8. За дисциплинарные нарушения к членам Клуба могут применяться: замечание; предупреждение; выговор; исключение из Клуба .

6. Руководство деятельностью Клуба

6.1. Руководство Клубом осуществляется руководителем по военно-патриотическому воспитанию учреждения образования и куратором Института пограничной службы Республики Беларусь.

6.2. Руководство деятельностью Клуба осуществляется в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством.

6.3. Для координации деятельности Клуба может создаваться попечительский совет, включающий в себя руководителей учреждений общего среднего образования, представителей Института пограничной службы Республики Беларусь, родителей (законных представителей), педагогов, представителей управления по образованию Минского райисполкома, исполнительной власти, местного самоуправления, военкоматов, а также других юридических и физических лиц, способствующих развитию гражданственности и патриотизма молодежи.

ПРОГРАММА

 ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ЗАСТАВА»

Срок реализации программы: 1 год – базовый уровень,

Возраст учащихся: 12-16 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотизм − система ценностей, которыми располагает человек
и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Патриотизм – категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его убеждения, которые являются мощными стимулами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие, а также провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.

Патриотическое воспитание детей и молодежи является на современном этапе одной из важнейших государственных задач.

Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Родине, готовности к ее защите, сохранение и приумножение воинских традиций.

В настоящее время среди молодежи наблюдается ослабление патриотического духа, снижается уровень осознания идей белорусской государственности. У значительной части подростков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание ответственности. Причастность к защите Родины,  воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость.

Основными задачами военно-патриотического клуба «Застава»  являются приобретение практических знаний и умений, психологической и физической устойчивости для будущей службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях; привитие чувства любви к Родине; содействие  профессиональной ориентации подростков, их адаптации к жизни в обществе, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, правового, идеологического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, организация содержательного досуга; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития на основе усвоения психологических знаний, выявление и развитие творческого потенциала.

Подготовка к военной службе, в частности, на занятиях в военно-патриотическом клубе – это и есть самореализация, путь становления здоровой и успешной, граждански активной личности. У подростков, активно занимающихся спортом и готовящихся к обучению в Институте пограничной службы Республики Беларусь, к службе в армии, развиваются не только физическое, но и психическое здоровье, морально-нравственные качества личности, что, в свою очередь, помогает учащимся выработать у себя быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность, идеологическую и правовую грамотность.

Одна из воспитательных возможностей военно-патриотического клуба «Застава» – это развитие у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни, физической культуре, к себе как гражданину общества, готовому к труду и обороне Отечества.

Актуальность программы.

Необходимость создания данной программы продиктована социальным заказом, запросами государства, интересами подростков, потребностями семьи, а также наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля. 

Содержание образовательных областей программы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; помогает овладеть навыками, необходимыми для службы в армии, и обучению в Институте пограничной службы Республики Беларусь, прививает азы воинской дисциплины. Всё перечисленное выше происходит одновременно с политическим, умственным, нравственным и художественно-эстетическим развитием учащихся, сохранением и укреплением физического и психологического здоровья.

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе занятия по основам психологии, основам белорусской государственности и права, подготовке к военной службе, общую физическую и начальную медицинскую подготовку, основы здорового образа жизни, гражданско-патриотическое воспитание. Программа имеет не только военно-патриотическую, но и оздоровительную направленность.

В содержании патриотического воспитания важны идеологическая и социально-педагогическая направленности, основанные на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам. Особенность данной программы состоит в многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной работе по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В военно-патриотическом клубе «Застава» используются активные формы проведения занятий: игры, тренировки, турниры, походы, экскурсии в музеи и по памятным местам, встречи с интересными людьми, информационно-коммуникационные технологии. Каждому члену клуба «Застава»  предоставляется возможность проявить себя в разных видах деятельности. Проводимая работа способствует становлению дружеских отношений в коллективе. Поощряются как личные достижения каждого, так и достижения команды, формируется командный дух.

Программа военно-патриотического клуба «Застава»  позволяет учащимся приобрести практические умения и навыки, необходимые для прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также подготовит к обучению Институте пограничной службы Республики Беларусь; сориентирует молодых людей на выбор профессии офицера, сотрудника правоохранительных органов и силовых структур, а также будет способствовать формированию чувства патриотизма.

Программа военно-патриотического клуба включает в себя базовый            (11-14 лет) уровень изучения образовательной области.  

Реализация программы строится на взаимодействии  с руководством Института пограничной службы Республики Беларусь.

Цель реализации программы: совершенствовать систему военно-патриотического и правового воспитания,сформировать разносторонне развитую, нравственно зрелую личность, воспитать высокую гражданскую ответственность; создать условия для положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности, сформировать у воспитанников готовность и практическую способность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Задачи:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

формирование у обучающихся представлений о военной службе и воинском долге, всесторонней готовности к военно-профессиональной деятельности;

овладение специальными знаниями, умениями и навыками, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья;

создание условий для социализации и саморазвития личности обучающихся, выявления их профессиональных интересов и склонностей;

организация содержательного досуга, профилактика вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.

Организационные условия реализации программы.

Реализация программы военно-патриотического клуба осуществляется
в очной форме получения образования.

Базовый уровень обучениявключает в себя 69 учебных часов (теоретических –17 , практических – 50) на базе Институте пограничной службы Республики Беларусь и мероприятия в учреждении общего среднего образования.

Возможна корректировка возраста учащихся в зависимости от их подготовки и готовности осваивать программу того или иного года обучения при условии соответствия возраста учащихся санитарно-эпидемиологическим нормам продолжительности занятий.

Наполняемость военно-патриотического клуба –  70 учащихся. Продолжительность и периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2/3 учебных часа.

Продолжительность практического занятия клуба – до 4 часов. Продолжительность соревнований, учебно-тренировочных выходов, учебно-тренировочных сборов, походов (однодневных, многодневных), спортивно-массовых мероприятий – до 8 часов в сутки с освобождением от занятий в случае необходимости в учреждениях общего среднего образования.

При освоении содержания образовательной области программы, во время подготовки и участия в соревнованиях, учебно-тренировочных выходах и сборах корректируется продолжительность и периодичность занятий; предусмотрено объединение или разделение учащихся на подгруппы по возрасту и/или уровню подготовки, а также в зависимости от состава подгруппы на конкретные мероприятия, задач и целей занятий, имеющихся материально-технических средств.

Обязательным условием для начала занятий в клубе является справка о состоянии здоровья (допуск участкового врача или врача спортивного диспансера).

По окончании освоения содержания образовательной области программы после каждого года обучения воспитанникам может быть рекомендовано закрепить полученные знания и умения по краткосрочной (с переменным составом учащихся) программе объединения по интересам (клуба) в профильных, военно-патриотических, спортивных лагерях в летний каникулярный период или в ходе проведения военно-полевого сбора.

Настоящая программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля, образовательная область «Подготовка к военной службе», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123, нормативными правовыми документами: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденные постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 31.08.2018 № 60; постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»   (№ 525 от 7 августа 2019 года), Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики 29 декабря 2021 г. №773, Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»      (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Указ Президента «О развитии военно-патриотических клубов» № 160 от 4 мая 2022 года.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса:

проведение теоретических, практических, учебно-тренировочных занятий и самостоятельной работы учащихся осуществляется в соответствии с нормами материально-технического обеспечения Института пограничной службы Республики Беларусь, на территории которой создан военно-патриотический клуб «Застава».

Содержание образовательной области «Подготовка к военной службе»

  1. Основы идеологии Республики Беларусь

Истоки и становление белорусской государственности. Конституция Республики Беларусь. Государственная символика.

  1. Военная политика Республики Беларусь

Военная доктрина Республики Беларусь. Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости.

  1. Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования

История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Посещение соединений, воинских частей и подразделений разных ведомств.

Состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск.

Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

  1. Основы военной подготовки

4.1.  Тактическая подготовка.

Основы обороны. Основы расположения на месте и сторожевого охранения. Особенности организации охранения. Оборудование блокпоста. Условные тактические обозначения. Основы наступления. Управление отделением в бою. Условные тактические обозначения.

4.2.  Разведывательная подготовка.

Вооруженные силы иностранных государств. Признаки расположения на местности. Действия наблюдателя при ведении разведки. Наблюдательный пост. Взвод в боевом разведывательном дозоре в наступлении.

4.3.  Инженерная подготовка.

Фортификационное оборудование позиций. Инженерные мероприятия по маскировке позиций. Мины. Инженерные заграждения.

4.4.  Огневая подготовка.

История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и принцип работы стрелкового оружия.

4.5.  Строевая подготовка.

Движение строевым шагом. Движение строевым и походным шагом в составе взвода. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.

4.6.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Воинская дисциплина.

Суточный наряд роты. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих.

  1. Пограничная подготовка

5.1.  Основы пограничной службы в Республике Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь о Государственной границе Республики Беларусь. Общие положения законодательства Республики Беларусь об органах пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Правовой статус военнослужащих.

5.2.  Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь.

Установление и изменение Государственной границы, прохождение и изменение ее на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков. Режим Государственной границы. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при охране Государственной границы. Режим в пунктах пропуска.

5.3. Следопытство.

Понятие о следопытстве. Классификация следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств.

  1. Гражданская оборона

Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая и биологическая защита. Индивидуальные средства защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической разведки.

  1. Ориентирование. Топографическая подготовка

Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте. Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.

  1. Медицинская подготовка

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой медицинской помощи. Алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия. Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.

  1. Военно-прикладная физическая подготовка

Комплекс вольных упражнений. Метание гранат. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Самостраховка в рукопашном бою. Рукопашный бой. Упражнения, направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты. Ускоренное передвижение. Преодоление полосы препятствий.

  1. Основы туристской подготовки

Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления препятствий. Охрана природы. Участие в походах, соревнованиях по технике пешеходного туризма.

  1. Военно-патриотическая песня

Разучивание и исполнение строевой песни. Движение взвода с исполнением строевой песни.

  1. Военно-прикладные виды спорта

Военно-спортивное многоборье, военная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, прикладное плавание, преодоление полосы препятствий, военно- спортивное ориентирование, стрелковый спорт, упражнения на специальных снарядах и ускоренные передвижения (кросс, марш-бросок), другие. Участие в соревнованиях.

 

ПЛАН работы  военно-патриотического клуба «Застава» на 2023 – 2024 год

п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Количество часов

Место

Отв.

За

проведение

Всего часов

В том числе

Теорети

ческих

Практи

ческих

1

14.01.24

СЛЕДОПЫТСТВО

История становления и развития пограничной службы на белорусских землях. Законодательство РБ о Государственной границе РБ. Органы пограничной службы РБ.

 

1

1

 

ИПС

Куратор

П/З

Основы следопытства. История его возникновения. Способы обнаружения следов.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Нормы физкультурно-оздоровительного комплекса. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Вынос знамени. Смена караула.

1

 

1

ИПС

Куратор

2

21.01.24

Основы идеологии белорусского государства.

1

1

 

РГПВ

УО

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное государство.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

3

3

 

 

3

28.01. 24

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

П/З

Инженерные сооружения и заграждения используемые в охране Государственной границы.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З

Изучение мер безопасности при стрельбе из стрелкового оружия. Подготовка к стрельбе, обучение правильному прицеливанию.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З

Дорожка следов и ее элементы. Ухищрения применяемые нарушителями. Следы человека. Следы животных. Следы транспортных средств.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.

1

 

1

ИПС

Куратор

4

04.02.24

Я гражданин Республики Беларусь. Сущность понятий, обязанности и ответственность. Конституционные права и обязанности граждан Республики Беларусь.

1

1

 

РГПВ

УО

Культура белорусского народа. Его этническое происхождение. Ритуалы и традиции.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

2

4

 

 

6

11.02.24

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Именные подразделения органов Пограничной службы Республики Беларусь. Боевые традиции и ритуалы.

1

1

 

ИПС

Куратор

П/З

Техника стрельбы. Основные упражнения по стрельбе. Тренировка выполнения норматива неполной разборки-сборки учебного автомата АК-74. Снаряжение магазина.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Нормы физкультурно-оздоровительного комплекса. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода.

 

1

 

1

ИПС

Куратор

7

18.02.24

Государственные символы Республики Беларусь. Истоки становления белорусской государственности.

 

1

1

 

РГПВ

УО

Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

3

3

 

 

8

25.02.24

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Установление  и измерение Государственной границы. Описание и порядок установки пограничных знаков. Применение силы и средств при охране Государственной границы.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Техника удара и техника борьбы. Техника самозащиты.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Признаки расположения на местности. Действие наблюдателя при ведении разведки.

1

 

1

ИПС

Куратор

9

04.03.24

Состав вооруженных сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск.

1

1

 

РГПВ

УО

Вооружение и военная техника. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

2

4

 

 

10

11.03.24

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Оборудование наблюдательного поста. Организация разведывательного дозора. Сбор разведывательных данных.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З

Тренировка выполнения норматива неполной разборки-сборки учебного автомата, пистолета. Снаряжение магазина.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Порядок взаимодействия солдат на поле боя. Условные обозначения. Действия при обороне и наступлении.

1

 

1

ИПС

Куратор

11

18.03. 24

Общие положения Строевого устава Вооруженных сил Республики Беларусь. Обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.

1

1

 

РГПВ

УО

Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих.  Внутренний порядок. Размещение военнослужащих.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

2

4

 

 

12

25.03.24

ОРИЕНТИРОВАНИЕ. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Ориентирование по компасу. Определение азимута. Ориентирование по топографическим картам на местности. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Определение своего местоположения. Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца.

 

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Техника удара и техника борьбы. Техника самозащиты.

 

1

 

1

ИПС

Куратор

13

01.04.24

Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая, биологическая защита. Индивидуальные средства защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической защиты.

1

1

 

РГПВ

УО

Источники радиационного излучения. Ядерное  оружие массового поражения. Убежища. Зоны поражения и защита от ядерного взрыва.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

2

4

 

 

14

08.04.24

ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Нормы физкультурно-оздоровительного комплекса. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З  Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Приемы самообороны. Выполнение приемов самообороны от захватов спереди, сзади, ударов сверху, снизу, сбоку, уход от прямых ударов

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Пограничный контроль. Способы и виды защиты документов от подделок. Выявление подделок. Несение службы в пунктах пропуска.

1

 

1

ИПС

Куратор

 

 

 

4

 

4

 

 

15

15.04.24

МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Основы оказания первой медицинской помощи.

2

 

2

 

УЗ «Филиал ЦРБ. Ратомская ФАБ»

П/З Оказание первой медицинской помощи при переломе.

2

 

2

 

УЗ «Филиал ЦРБ. Ратомская ФАБ»

П/З Оказание первой медицинской помощи при кровотечении.

2

 

2

 

УЗ «Филиал ЦРБ. Ратомская ФАБ»

 

 

 

6

 

6

 

 

16

22.04.24

ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Самостраховка в рукопашном бою. Упражнение направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Преодоление полосы препятствий. Ускоренное передвижение. Переправы.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Тактическая медицина. Оказание первой медицинской помощи в полевыхусловиях.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Виды гранат. Метание гранат. Стрельба из различных положений.

 

1

 

1

ИПС

Куратор

17

29.04.24

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

1

1

 

РГПВ

УО

Ликвидация ЧС. Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

1

1

 

РГПВ

УО

 

 

 

6

2

4

 

 

18

06.05.24

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Действие солдата в бою. Сбор разведданных. Перебежки, переползания на поле боя. Маскировка.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Приемы самообороны. Выполнение приемов самообороны от захватов спереди, сзади, ударов сверху, снизу, сбоку, уход от прямых ударов

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З

Сигнализационные приборы, их состав, назначение, ТТХ.

Инженерные мероприятия по маскировке позиций.

1

 

1

ИПС

Куратор

19

13.05.24

П/З Подготовка к военно-спортивной игре «Защитник Отечества».

1

 

1

РГПВ

УО

П/З Подготовка к военно-спортивной игре «Защитник Отечества».

1

 

1

РГПВ

УО

 

 

 

6

 

6

 

 

20

20.05.24

КОМПЛЕКС ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

П/З

Техника стрельбы. Основные упражнения по стрельбе.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Приемы самообороны. Выполнение приемов самообороны от захватов спереди, сзади, ударов сверху, снизу, сбоку, уход от прямых ударов

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Тренировка выполнения норматива неполной разборки-сборки учебного автомата, пистолета.

1

 

1

ИПС

Куратор

П/З Движение строевым шагом. Строевая стойка. Выполнение команд. Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.

1

 

1

ИПС

Куратор

 

27.05.24

Итоговая военно-спортивная игра «Защитник Отечества».

3

 

3

ИПС

Куратор

 

01.06.24 – 05.06.24

Посещение учебного центра Института пограничной службы Республики Беларусь в г. Сморгонь (Дополнительно по возможности)

5

 

5

ИПС

Куратор

 

 

 

8

 

8

 

 

 

22.06.24

Участие в акции «Боевой расчет».

-

-

-

г. Брест

Начальник ОИР

 

 

 

4

 

4

 

 

 

 

Итого:

67 (75)

17

50 (53)

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся: должны знать:

основы идеологии белорусского государства; основные вехи военной истории белорусского народа; основы воинской и пограничной подготовки;

основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений; правила ведения поисковых работ;

правила ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий; должны уметь:

работать с историческими документами в архивах, музеях, с литературой, анализировать информацию, представленную в разных источниках; выполнять строевые приемы и команды; оказывать первую медицинскую доврачебную помощь; оборудовать туристский лагерь; работать со сведениями по топографической подготовке; должны владеть:

основами поисково-исследовательской работы.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными формами подведения итогов по реализации образовательной программы является отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра, соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет и другие.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы является занятие (теоретическое и практическое).

Интегрированные организационные формы организации образовательного процесса: соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря, экспедиции, конференции, конкурсы, школы защитников Отечества и т.д.

Основные методы реализации образовательной программы:

методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);

методы организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);

методы                 стимулирования       военно-патриотической деятельности

(дифференцированное обучение, соревнование, участие в слетах, походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);

методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в соревнованиях и слетах, рефлексивные методы и др.).

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. - Минск: Университетское, 1985.
  2. Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. - Минск: РИВШ, 2015. - 253 с.
  3. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. - Минск: Сэр-Вит, 2010.
  4. Псторыя Беларус (у кантэксце сусветных цывшзацый): Вучэб. дап. / В.1. Галубовiч [i шш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.1. Галубовiча i Ю.М. Бохана. - Мшск : Экаперспектыва, 2007. - 472 с.
  5. Долгович, Б.Д. Беларусь в годы Великой Отечественной войны. - Мн.: Полымя,
  6. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства / О.П. Князев (и др.]. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
  7. Пособие по основам военно-педагогических знаний, военной топографии, военно- медицинской подготовке, радиационной, химической и бактериологической защите / Министерство образования, учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»; составители А.Н. Родионов [и др.]; рецензент В.А. Лисовский, А.Н. Глебов. - Гродно: 2007. - 233 с.
  8. Специальная военная подготовка: в 2 ч. / А.В. Дрокин, В.Н. Коробач, И.А. Полуян; рец. В.М. Муха, Министерство здравоохранения, учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет», 2013. - 242 с.
  9. История Беларуси с древнейших времен до 2013 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 558 с.