Разделы сайта

Главная

Итоговая справка

Государственное учреждение: государственное учреждение образования «Прилукская средняя школа»

         Название проекта: «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»

Сроки реализации инновационного проекта:2019 - 2022

Руководитель проекта:Беляева Жанна Михайловна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Прилукская средняя школа»

Консультанты проекта:

Камлюк-Ярошенко Людмила Викторовна, доцент кафедры русской литературы филологического факультета УВО «БГУ», кандидат филологических наук

Касперович-Рынкевич Ольга Николаевна, доцент кафедры истории журналистики и менеджмента СМИ УВО «БГУ», кандидат филологических наук

Количество участников – 3 члена администрации, 6 педагогов, 264 учащихся (30%).

Состав участников реализации инновационного проекта:

1. Государственное учреждение образования «Зелёнковская детский сад – средняя школа имени Т.С.Мариненко Полоцкого района» Витебской области.

2. Государственное учреждение образование «Средняя школа № 2 г. Новополоцка» Витебской области.

3. Государственное учреждение образование «Средняя школа № 14 г. Новополоцка» Витебской области.

4. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Орши» Витебской области.

5. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Орши» Витебской области.

6. Государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района» Гомельской области.

7. Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Воложина» Минской области.

8. Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 имени В.А.Короля г. Червеня» Минской области.

9. Государственное учреждение образования «Домоткановичская средняя школа Клецкого района» Минской области.

10. Государственное учреждение образования «Марьиногорский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Минской области.

11. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Крупки» Минской области.

12. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И.Козлова» Минской области.

13. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 14 г. Молодечно» Минской области.

Введение

Реализация данного проекта имеет большое значение, так как Республика Беларусь вступает в активную фазу инновационного развития. Для того чтобы нынешние ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них компетенции XXI века, которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Целесообразность реализации проекта диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью, поэтому необходимо так организовать деятельность школьных медиаизданий, создать такую систему работы, которая позволит учащемуся уже на ранних этапах сформировать комплекс необходимых метапредметных компетенций и личностных качеств и в дальнейшем развивать их, сделать эту систему оптимальной как для учащихся, так и для их законных представителей и педагогов.

Актуальность темы проекта обусловлена необходимостью формирования у учащихся, участвующих в творческой проектной деятельности, связанной с организацией и функционированием медиацентра учреждения образования,  метапредметных компетенций, повышению уровня информационной и медиаграмотности, создаст условия для профессионального самоопределения.

Проект направлен на создание и организацию деятельности медиацентра учреждения образования из числа мотивированных к медиадеятельности учащихся и педагогов, привлечение к работе медиацентра учреждения образования представителей высшего образования (студентов факультетов журналистики, выступающих в роли руководителей-тьюторов проектов учащихся), представителей средств массовой информации Минского района.

Цель инновационной деятельности: формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся посредством организации творческой проектной медиадеятельности на основе функционирования медиацентра учреждения образования.

Задачи:

  1. Создать условия для реализации  модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования.
  2. Обеспечить научно-методическое сопровождение на всех этапах реализации инновации, содействующее самообразованию педагогов посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта и определения направлений индивидуальных педагогических исследований.
  3. Организовать психолого-педагогическое сопровождение формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе творческой проектной медиадеятельности учащихся.
  4. Организовать системную деятельность медиацентра учреждения образования для формирования метапредметных компетенций учащихся на I и II ступенях общего среднего образования.
  5. Оценить эффективность инновационной системы формирования метапредметных компетенций учащихся.
  6. Организовать процесс формирования, представления, трансляции педагогами инновационного профессионального опыта.
  7. Разработать методические материалы по эффективному внедрению в массовую образовательную практику созданной инновационной модели.

 

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

В учреждении образования создана система управления реализацией инновационного проекта. Механизмом управления инновационнойдеятельностью выступают различные формы профессиональной коммуникации педагогов (том числе и сетевой в рамках сетевого сообщества участников инновации), методы обучения и взаимообучения участников проекта, а также формы совместной самоорганизующейся деятельности. 

Для реализации комплексной поддержки инициативной деятельности организована следующая инфраструктура управления. Так, непосредственное руководство инновационной деятельностью осуществляет директор учреждения. Создана группа методического сопровождения, в которую вошли консультанты проекта, заместитель директора школы, учителя-исследователи. С целью обеспечения диагностики подобран соответствующий инструментарий.  

Инновационная деятельность организована на основании локальных документов: протокол педагогического совета № 1 от 30.08.2021, приказ «Об организации инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году» от 31.08.2021 года № 176, программа   инновационной деятельности    на 2019-2022 годы и календарный план инновационной деятельности на каждый учебный год. В школе организовано психологическое сопровождение, осуществляется реализация тем исследований педагогов. Участниками проекта ведутся педагогические дневники, анализируются показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов. 

В соответствии с поставленной целью и задачами работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с учащимися, работа с законными представителями обучающихся.

При реализации проекта управленческая команда основывается на следующих подходах: компетентностном: при определении содержания работы с педагогами и учащимися мы учитываем компетентные модели педагога и учащегося, которые включают совокупность качеств, знаний и умений, связанных с метапредметными компетенциями; деятельностном: обеспечение целостной структуры деятельности педагогов и учащихся, включающей все этапы деятельности: мотивационный, целевой, планирование, осуществление деятельности, контроль и оценку результатов, коррекцию.

Мы руководствуемся следующимипринципами: кооперации: взаимодействие с кафедрой медиалогии факультета журналистики УВО «БГУ», с государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», сетевое взаимодействие участников проекта «Медиацентр»; рефлексии: организация практики рефлексии и оценки педагогическими работниками и учащимися опыта формирования метапредметных компетенций; творчества: обеспечение условий для формирования нового опыта педагогической деятельности; делегирования полномочий: каждый из членов инновационной команды имеет свое направление деятельности; коллегиальности: совместное принятие решений в отношении стратегии и тактики инновационной деятельности.

Таким образом, основным принципом управления осуществления инновационной деятельности является коллективно-коллегиальный. Разработаны механизмы, которые обеспечивают взаимодействие субъектов инновационной деятельности через сетевое взаимодействие.

С целью обеспечения эффективного развития учреждения образования в рамках инновационного проекта в каждом учебном году (2019-2022) проведены совещания при директоре, которые позволили спроектировать основные направления деятельности администрации, педагогического коллектива и родительской общественности по реализации проекта. Вопросы инновационной деятельности включены в план внутреннего контроля, рассматривались на педагогическом совете (протокол №1 от 30.08.2019, № 2 от 23.11.2019;  протокол №1 от 29.08.2020, № 2 от 28.11.2020г., протокол №4 от 30.03.2021; протокол №1 от 30.08.2021, №2 от 20.11.2021). На протяжении учебного года с педагогами проводились инструктивно-методические совещания, информационно-аналитические планёрки, групповые и индивидуальные консультации по вопросам осуществления инновационной деятельности. 

На протяжении 2019-2022 гг. с педагогами проводились инструктивно-методические совещания, информационно-аналитические планёрки, групповые и индивидуальные консультации по вопросам осуществления инновационной деятельности. 

Эффективность условий для реализации инновационного проекта в соответствии с концептуальными положениями внедряемой инновации.

Кадровое обеспечение: в  реализации проекта участвуют 9 членов педагогического коллектива, из них 3 члена администрации, 5 учителей-предметников, педагог дополнительного образования. Среди них имеют квалификационную категорию: высшую квалификационную категорию - 56%, 22% - первую. Педагогический стаж более 15 лет  - 33%, более 10 лет -  44%. Разработана система стимулирования педагогов в условиях инновационной деятельности. 

Коллегиально была разработана система методического обеспечения реализации инновационного проекта, которая направлена на формирование и развитие компетенций участников инновационной деятельности (управленческая, исследовательская, информационная, рефлексивная, презентационная, коммуникативная). 

В результате организованной методической работы педагоги совершенствовали конкретные навыки работы с учащимися по приобретению ими метапредметных (ценностно-смысловые, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные) компетенций, формированию медиаграмотности и информационной культуры, развитию творческих способностей учащихся, связанных с медиадеятельностью; развитию познавательной и социальной активности учащихся. При этом каждый педагог-исследователь повышает свою компетентность по теме проекта через самообразовательную деятельность. 

Созданы условия для повышения квалификации педагогов в учреждениях, осуществляющих информационное, организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности. В течение 2019-2022 гг. учителя школы прошли обучение в рамках дистанционных семинаров, курсов,  мастер-классов, тренингов, в том числе на международном уровне. (Приложение 1) 

Информационно-методическое обеспечение осуществляется через сайт школы (раздел «Инновационная деятельность»). Организована работа по дистанционному взаимодействию педагогов школы с участниками инновации по всей республике в рамках сетевого сообщества «Медиацентр». При взаимодействии между учреждениями образуются устойчивые горизонтальные связи через организованное сообщество, а также общая папка на Google Диске проекта.  С целью создания условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов организована работа как через очные семинары, мастер-классы и тренинги, так и через консультации и обучение с консультантом проекта Камлюк-Ярошенко Л.В. 

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществлялось педагогом-психологом школы в соответствии с планом на учебный год. Педагог-психолог осуществлял диагностику сформированности  исследовательских умений, необходимых в реализации инновационного проекта. Им проводилось анкетирование учащихся, а также практические занятия с элементами тренинга, так как данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения в сети, активизацией творческого потенциала участников инновационного процесса. Для педагогов проводятся индивидуальные консультации и групповые занятия с целью предупреждения эмоционального выгорания.

Материально-техническое обеспечение проекта:методический кабинет как медиацентр учреждения образования (2 компьютера, 1 МФУ. мультиборд), учебные кабинеты русского языка и литературы (1), учебные кабинеты белорусского языка и литературы (1), кабинет педагога-психолога, кабинет информатики 1). В кабинетах информатики установлено 12 компьютеров, обеспечен доступ к сети Интернет в учебное и внеучебное время.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта.

Выполнение плана мероприятий обеспечило решение задач, поставленных на реализованных этапах инновационного проекта.В ходе реализации практического этапа  с учащимися проведена информационно-просветительская работа об особенностях функционирования медиацентра, по творческой проектной медиадеятельности; психологом проведено исследование по выявлению актуального состояния уровня сформированности исследовательских умений, необходимых в реализации инновационного проекта; проведено изучение уровня информированности учащихся 5-11 классов о вопросах безопасного поведения в Сети.

С педагогами организован открытый доступ к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности, создана совместная папка с документами по проекту; ежемесячно проводились консультации для участников инновационной деятельности.

В течение 2019-2022 гг. проведены педагогические советы по темам «Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования. Метапредметные компетенции». «Медиаграмотность и информационная культура педагога»;  «Формирование информационной культуры и медиакомпетенции участников воспитательного процесса»; «Организация деятельности медиацентра учреждения образования для формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе творческой проектной медиадеятельности учащихся», «Медиадеятельность как средство формирования метапредметных компетенций учащихся и их эффективной профессиональной самореализации», Медиаобразование как средство формирования метапредметных компетенций учащихся начальных классов».

Проведены заседания постоянно действующего семинара «Творческая проектная деятельность  как средство формирования метапредметных компетенций учащихся»: Метапредметные компетенции – необходимое условие существования в изменяющемся мире; Новые формы организации проектной деятельности учащихся; Электронные СМИ и их роль в формировании у учащихся навыков XXI века.

С законными представителями учащихся на родительских собраниях проведено ознакомление с  задачами инновационного проекта, определены возможности и перспективы совместной работы; изучено мнение родителей по реализации инновационного проекта, получено согласие на работу учащихся в сети.

Примером активной методической деятельности по теме проекта стало создание учащимися Х-ХI классов медиапродукта (видеоролика «Калечина-Малечина» по роману Е.Некрасовой), который  стал практическим результатом исследовательской работы учащейся ХI класса Шидловской Марии (руководитель: Черная Н.М.); ролик размещен на сайте школы, в школьном Инстаграм, на сайте писательницы Е.Некрасовой, демонстрируется на общешкольных родительских собраниях. Исследовательская работа «Кто спасет Чучело?» (тема буллинга в романе Е.Некрасовой «Калечина-Малечина» и повести В.Железникова «Чучело»: сопоставительный анализ)” награждена дипломом I степени на республиканском этапе конкурса исследовательских работ учащихся. Трансляция полученного эффективного опыта в рамках международной научно-практической конференции молодых исследователей  "Альфа-22" г, Гродно (онлайн-доклад 17.02.2022); диплом I степени и  выступление учащейся ХI класса Шидловской Марии на 73-й научно-технической конференции учащихся, студентов и магистрантов БГТУ "Мой первый шаг в науку" (подсекция «Русское языкознание и литературоведение»). Подготовлены к печати и опубликованы в журнале “Бярозка” материалы “Формула і псіхалагічныя вытокі сюжэта булінгу ў літаратуры для падлеткаў” (№1/2022 (1124).

Педагоги-исследователи активно используют сетевые интерактивные формы обучения, развивающие индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, направленные на повышение уровня медиаграмотности и информационной культуры учащихся. Разработка Ровбель И.И. и Карпейко В.Е. учебного сетевого проекта «Формирование медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по учебному предмету «Английский язык» и успешная его реализация в 2019-2021 гг. а также трансляция полученного эффективного опыта в рамках международного научно-методического конкурса «Педагогическое призвание» (номинация «Актуальные вопросы современного образования»), Диплом I степени / Публикация в сборнике статей Международного научно-методического конкурса; публикация в печатном издании «Образование Минщины» статьи «Медиаграмотность – это для меня? Опыт формирования медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по учебному предмету «Английский язык»; результативное участие учащейся Х класса Липчук Анастасии (педагог-куратор Карпейко В.Е.) в школьном этапе конкурса исследовательских работ учащихся Минского района с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English”и в II Международном учебно-исследовательском конкурсе YOUTH FOR SCIENCE 2020 с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English” («Медиаграммотностьдлятебя. Формирование информационной грамотности подростков в процессе изучения английского языка»).

Учителя-исследователи организуют образовательный процесс по формированию метапредметных компетенций учащихся  в рамках  функционирования медиацентра учреждения образованияс помощью нестандартных форм внеклассного взаимодействия (создание видеороликов, экранизации художественных произведений, создание страничек в инстаграм, сетевых проектов, участие в экологических и благотворительных  акциях и проектах, освещение мероприятий на сайте и в школьном истаграм, работа школьной газеты “Прилуки EXPRESS”. Учитель Скавинская Н.В. организовала участие учащихся в видео-конкурсе "Читаем Достоевского" (видеофрагменты романа "Преступление и наказание"), создание страничек героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в инстаграм, мероприятие для учащихся X-XI классов World Cleanup Day. DigitalCleanup по проведению «цифровой уборки»; подготовлены к печати и опубликованы в журнале “Бярозка” материалы:  «У храме культуры» (Политаева Е., IX“Б” класс, № 5/2019).

Внеурочная воспитательная деятельность учащихся тесно связана с учебным процессом. Проводятся предметные олимпиады, предметные недели и вечера, конкурсы, турниры знатоков, тематические выпуски стенгазет, интеллектуальные марафоны, творческие отчёты предметных объединений по интересам. Учителем английского языка Ровбель И.И. осуществлен проект «MediaLiteracyforMe» («Медиаграмотность для меня» по английскому языку, организованный при поддержке программы Малых грантов AlumniTIES.  Его успешная реализация в 2020-2021 гг., а также трансляция полученного эффективного опыта: публикация Ровбель И.И. в сборнике статей Международного научно-практической конференции в III Международной научно-практической конференции, посвящённая 65-летию Академии последипломного образования «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», статья «Медиаобразование как одно из направлений непрерывного профессионального развития педагогов XХI века»выступление на вебинаре МОИРО «Медиаграмотность и информационная культура педагога как условие его профессионального развития»; публикация в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационная образовательная практика как стратегия развития», статья «Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»;участие учащейся Х класса Липчук Анастасии (педагог-куратор Карпейко В.Е.) в II Международном учебно-исследовательском конкурсе YOUTH FOR SCIENCE 2020 с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English” («Медиаграммотностьдлятебя. Формирование информационной грамотности подростков в процессе изучения английского языка»);

         Воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения, формированию национального самосознания, активной гражданской позиции, приобщению детей к экологической культуре способствовало осуществление экологического проекта «GreenMile»  с применением метода «Service-Learning» (общественно-полезной деятельности), организовано участие проекта  в  трансграничной образовательной кампании «TogetherforGreenerTomorrow», проводилась просветительская работа экологической направленности среди учащихся и местных жителей, организовано взаимодействие с лесничествами. Учащимися были созданы собственные интеллектуальные продукты по теме «Экология и мы», которые транслировались на различных онлайн-площадках (школьный сайт, страница Instagram, личные страницы учащихся в социальных сетях). (Приложение 2)  

Демонстрация и трансляция инновационного опыта 

            Реализация инновационного проекта в школе по внедрению модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра обеспечила получение положительных результатов, которые определены и подтверждаются показателями результативности соответствующих критериев. Работа школы в инновационном режиме позволила сохранить положительную динамику качества образования в образовательном процессе по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», «Английский язык». Качество знаний учащихся по вышеупомянутым предметам повысилось в среднем на 3%. Сравнительный анализ учебных достижений учащихся за первые 3 четверти показывает положительную динамику по многим учебным предметам. Все учащиеся классов, участвующие в инновационном проекте, показали положительные результаты учебной деятельности.

Анализ форм сетевого взаимодействия, изучение дневников учителей-исследователей, анализ содержания продуктов методической деятельности педагогов позволяют говорить о том, что наблюдается повышение компетентности в сфере формирования метапредметных компетенций учащихся и использования ИКТ.

Результаты анкетирования учащихся показывают, что у 76% учащихся, включенных в инновацию, повысился уровень мотивации к обучению благодаря использованию сетевого взаимодействия во внеурочной деятельности. (Приложение 3)

Заключение

В течение 2019-2022 гг в учреждении образования в рамках внедрения модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра:

-       созданы условия для реализации проектной творческой медиадеятельности учащихся; сформирована школьной медиасреда; учащиеся вовлечены в творческую проектную медиадеятельность;

-       расширено социальное  партнёрство и сотрудничество со средствами массовой информации, как очного, так и дистанционного,  с использованием возможности сети Интернет;

-       организована работа объединения по интересам «Мультимедийная журналистика» (руководитель: Веринская К.Н., Полтаржицкая Н.Н.);

-       созданы условия для презентации деятельности школьной странички в Инстаграм, школьной газеты “Прилуки EXPRESS”;

-       проводится консультирование и подготовка к участию в творческих конкурсах и мероприятиях.

-       осуществляется мониторинга формирования метапредметных компетенций учащегося в процессе проектной творческой медиадеятельности;  осуществление обратной связи; содействие в формировании адекватной самооценки и рефлексивного контроля;

-       обеспечение координации всех структур учреждения образования, с целью оказания помощи учащемуся в осознанном профессиональном выборе.

Осуществление инновационной деятельности педагогами школы в ходе реализации проекта позволило повысить инновационную культуру, что обусловило формирование инновационного педагогического опыта. Результаты проделанной работы свидетельствуют о целесообразности и правильности выбора стратегии и тактики реализации работы над проектом. (Приложение 4)

Рекомендации

- предоставить справку о результатах реализации инновационного проекта.

 Беляевой Ж.М., до 11.05.2022

- подготовить к публикации инновационный опыт.

 Ровбель И.И., Карпейко В.Е., Черной Н.М. до 01.08.2022

- организовать онлайн-конференции, вебинары, диспуты по результатам инновационной деятельности, презентацию и распространение образцов эффективного педагогического опыта (выставки электронные материалы, открытые заседания творческих групп, фестивали).

Беляевой Ж.М., до 31.08.2022

- организовать популяризацию, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников инновационной деятельности.

Беляевой Ж.М., до 31.08.2022

 

 

Приложение 1

Обучение педагогов в рамках семинаров и курсов

 

№ п/п

Дата проведения

Место проведения

Тема семинара

Педагоги-участники

1.

октябрь 2019

Дистанционный образовательный курс на платформе coursera.org

Media Literacy Solutions Forum Ровбель И.И.

2.

05.11.2019

ГУО 

«МОИРО»

«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» Беляева Ж.М.

3.

27.11.2019

ГУО 

«МОИРО»

“Беларуская літаратура сёння: навінкі друку, сучасныя выдавенцтвы, хіты шорт-лістоў”

Бачило Ю.С.

4.

ноябрь-декабрь 2019 г.

Дыстанцыйныя курсы таварыства беларускай мовы

"Медыяадукацыя ў школе" Ровбель И.И.

ноябрь-декабрь 2019

Московским городским педагогическим университетом.

инновационная модульная программа повышения квалификации

 «Образовательные технологии формирования у обучающихся цифровой грамотности и навыков XXI века».

Беляева Ж.М.

05.02.2020

МОИРО

«Использование потенциала школы-лаборатории учебно-научного инновационного кластера для подготовки учащихся к выбору педагогической профессии»

Беляева Ж.М.

20 марта 2020

Вебинар

ГУО 

«МОИРО» 

«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»

Беляева Ж.М.

16.03.2020 - 20.04.2020

дистанционный образовательный курс на платформе canvas

«English for Media Literacy»

Карпейко В.Е.

23.04.2020

Donbass state pedagogical university

«The role of media education in the  Age of COVID 19»

Ровбель И.И.

24.04.2020

МОИРО

Установочная сессия научных обществ учащихся «Я намечаю путь к открытиям»

Беляева Ж.М., Карпейко В.Е., Дмитрук М.А.

13.04 - 14.05.2020

Дистанционный образовательный курс на платформе coursera.org

«EnglishforMediaLiteracy»

Карпейко В.Е., учащиеся 10 класса 

май, 2020

МООК,
American English (AE) E-Teacher Program,

 the University of Pennsylvania

(Массовый открытый онлайн курс)

English for Media Literacy

(Английский для медиа грамотности)

Карпейко В.Е. Учащиеся 10 класса (профильная группа)

12.10.- 15.10.2020

Академия последипломного образования

Семинар «Развитие инновационной культуры педагогических работников»

Беляева Ж.М.

19.10.2020

МОИРО

Образовательная программа повышения квалификации педагогических работников учреждений образования «Моделирование исследовательской деятельности учащихся в условиях компетентностно-

ориентированной образовательной среды»

Карпейко В.Е.

19.10.2020

МОИРО

Образовательная программа повышения квалификации педагогических работников учреждений образования «Моделирование исследовательской деятельности учащихся в условиях компетентностно-

ориентированной образовательной среды»

Карпейко В.Е.

24.11.2020

МОИРО

Семинар «Организация проектной деятельности в учреждении образования»

Карпейко В.Е.

23.11.2020 – 31.03.2021

Дистанционные курсы таварыства беларускай школы

Курс-практикум для учителей, Nastaunik.info "Медыяадукацыя ў школе"

Дмитрук М.А.

Бачило Ю.С.

Карпейко В.Е.

05.12.2020 –06.12.2020

Конференция, Edcamp Belarus

Геймификация в образовании

Карпейко В.Е.

Ровбель И.И

18.01-29.01.2021

Академия последипломного образования

Повышение квалификации «Инновационный проект как форма управления развитием учреждения образования»

Кардаш Н.Н.

Беляева Ж.М.

Академия последипломного образования

 Учебный курс «Организация воспитательной работы в современной иинформационной среде»

Остромецкая О.Е.

22.04.2021

Академия последипломного образования

«Социальные медиа в школе: вызовы и возможности для учителя»

Беляева Ж.М.

24.04.2021

 Онлайн-школа «On-skills.ru»,

Учебный центр дополнительного профессионального образования ООО «Профи»

Вебинар «Организация цифрового образовательного пространства с сервисами Google. Как использовать сервисы Google в педагогической практике»

Карпейко В.Е.

21.05.2021

Академия последипломного образования

Вебинар «Медиажилет» или как не утонуть в медиаокеане»

Беляева Ж.М.

Дмитрук М.А.

Зубкевич Е.П.

27.05.2021

Академия последипломного образования

Вебинар «Реализация внутрипредметных и межпредметных связей на учебных занятиях»

Карпейко В.Е.,

Ровбель И.И., Павчук Е.П.

08.2021

Онлайн-школа «On-skills.ru”

курс "Цифровые инструменты современного учителя для эффективной онлайн- и офлайн-работы".

Карпейко В.Е.,

Беляева Ж.М.

08.11. 2021

Издательский дом «Первое сентября»

Вебинар  «Актуальные знания и навыки 21 века: что такое медиасреда?»

Карпейко В.Е.

15.11. 2021

Издательский дом «Первое сентября»

Вебинар «Актуальные знания и навыки 21 века: что такое медиаграмотность?»

Карпейко В.Е.

Черная Н.М.

22.11. 2021

Издательский дом «Первое сентября»

Вебинар «Актуальные знания и навыки 21 века: что такое информационная безопасность?»

Карпейко В.Е.

Скавинская Н.В.

Бачило Ю.С.

29.11. 2021

Издательский дом «Первое сентября»

Вебинар «Актуальные знания и навыки 21 века: что такое медиатворчество?»

Карпейко В.Е.

Беляева Ж.М.

08.12.2021

МОИРО

Фестиваль педагогического мастерства "Лучшее от лучших": «Реализация принципов цифровой диэлектрики в современном образовательном процессе»

Скавинская Н.В., Черная Н.М.

18.01. 2022

Издательский дом «Первое сентября»

Вебинар «Медиаобразование через медиатворчество в онлайн-формате»

Карпейко В.Е., Ровбель И.И.

17.01.2022-21.01.2022

Академия последипломного образования

Повышение квалификации «Разработка инновационного проекта учреждения образования»

Бачило Ю.С.

08.02. 2022

Издательский дом «Первое сентября»

Вебинар «Результаты медиатворчества»

Карпейко В.Е., Ровбель И.И., Беляева Ж.М.

02.04. 2022

Онлайн-школа «On-skills.ru”

Вебинар «Современные педагогические технологии и цифровые инструменты».

Карпейко В.Е.

07.04.2022 – 10.04.2022

Онлайн-школа «On-skills.ru”

курс «Формирование ИКТ — компетентности в контексте требований профессионального стандарта «Педагог». 

Карпейко В.Е.

14.04. 2022

Онлайн-школа «On-skills.ru”

Вебинар «Как проводить онлайн-уроки и организовывать эффективное цифровое сотрудничество».

Карпейко В.Е., Ровбель И.И., Беляева Ж.М.

 

 Приложение 2

2019/2020 учебный год

-     участие учителя английского языка Ровбель И.И. в международном научно-методическом конкурсе «Педагогическое призвание» (номинация «Актуальные вопросы современного образования»), Диплом I степени / Публикация в сборнике статей Международного научно-методического конкурса, статья «Формирование медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по учебному предмету «Английский язык»;

-     результативное участие учащейся Х класса Липчук Анастасии (педагог-куратор Карпейко В.Е.) в школьном этапе конкурса исследовательских работ учащихся Минского района с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English”;

-     участие учащейся Х класса Липчук Анастасии (педагог-куратор Карпейко В.Е.) в II Международном учебно-исследовательском конкурсе YOUTH FOR SCIENCE 2020 с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English” («Медиаграммотностьдлятебя. Формирование информационной грамотности подростков в процессе изучения английского языка»)(17.04.2020).

-     подготовлены к печати и опубликованы в журнале “Бярозка” материалы:  «У храме культуры» (Политаева Е., IX “Б” класс, № 5/2019);

-     подготовлена к печати статья «Медиаграмотность – это для меня? Опыт формирования медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по учебному предмету «Английский язык» для печатного издания «Образование Минщины», Ровбель И.И.

 

2020/2021 учебный год

-     диплом 1 степени  II Международного конкурса исследовательских работ молодых ученых «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН», статья Дмитрук М.А. «Роль средств массовой информации в духовно-нравственном воспитании младших школьников»;

-     публикация Ровбель И.И. в сборнике статей Международного научно-практической конференции в III Международной научно-практической конференции, посвящённая 65-летию Академии последипломного образования «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», статья «Медиаобразование как одно из направлений непрерывного профессионального развития педагогов XХI века»;

-     выступление Ровбель И.И. Вебинар «Медиаграмотность и информационная культура педагога как условие его профессионального развития»;

-     публикация Ровбель И.И. в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационная образовательная практика как стратегия развития», статья «Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»;

-     участие учащейся ХI класса Липчук Анастасии (педагог-куратор Карпейко В.Е.) в областном этапе конкурса исследовательских работ учащихся Минского района с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English” (4 место);

-     участие учащейся Х класса Липчук Анастасии (педагог-куратор Карпейко В.Е.) в II Международном учебно-исследовательском конкурсе YOUTH FOR SCIENCE 2020 с работой  “Media literacy for you. Media literacy skills development in the process of learning English” («Медиаграммотностьдлятебя. Формирование информационной грамотности подростков в процессе изучения английского языка»);

-     участие учащейся Х класса Шидловской Марии (педагог-куратор Черная Н.М..) в районном этапе конкурса исследовательских работ учащихся Минского района (диплом I степени) с работой  “: «Кто спасет Чучело?» (тема буллинга в романе Е.Некрасовой «Калечина-Малечина» и повести В.Железникова «Чучело»: сопоставительный анализ)”;

-     учащимися 10-11 класса создан видеоролик «Калечина-Малечина» по роману Е.Некрасовой  как практический результат исследовательской работы; ролик размещен на сайте школы, в школьном Инстаграм, на сайте писательницы Е.Некрасовой, демонстрируется на общешкольных родительских собраниях;

-     видеоролик Скавинской Дарьи, учащейся V класса (диплом республиканского конкурса творческих работ «Мая сям’я, мой горад – мая Радзіма”, в номинации “Мая сям’я ў гісторыі малой Радзімы”;

-     отправлена в печать статья «Медиаграмотность – это для меня? Опыт формирования медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по учебному предмету «Английский язык» для печатного издания «Образование Минщины», Ровбель И.И;

-      проект «MediaLiteracyforMe» («Медиаграмотность для меня» по английскому языку, организованный при поддержке программы Малых грантов AlumniTIES;

-     осуществлен экологический проект «GreenMile»  с применением метода «Service-Learning» (общественно-полезной деятельности), организовано участие проекта  в  трансграничной образовательной кампании «TogetherforGreenerTomorrow», проводилась просветительская работа экологической направленности среди учащихся и местных жителей, организовано взаимодействие с лесничествами. Учащимися были созданы собственные интеллектуальные продукты по теме «Экология и мы», которые транслировались на различных онлайн-площадках (школьный сайт, страница Instagram, личные страницы учащихся в социальных сетях).

 

2021/2022 учебный год

-     участие в видео-конкурсе "Читаем Достоевского" (видеофрагменты романа "Преступление и наказание",  учащиеся Х класса, проза и стихи).

-     проведена встреча с редактором газеты «Прыталічча»Мазурчик Е.В. по теме «Особенности профессии журналиста».

-     учащаяся ХI класса Шидловская Мария на республиканском этапе конкурса исследовательских работ учащихся (диплом I степени) с работой: «Кто спасет Чучело?» (тема буллинга в романе Е.Некрасовой «Калечина-Малечина» и повести В.Железникова «Чучело»: сопоставительный анализ)”  (педагог-куратор Черная Н.М.).

-     онлайн-доклад учащейся ХI класса Шидловской Марии  на международной научно-практической конференции молодых исследователей  "Альфа-22" г, Гродно (17.02.2022)

-     диплом 1 степени и  выступление учащейся ХI класса Шидловской Марии на 73-й научно-технической конференции учащихся, студентов и магистрантов БГТУ "Мой первый шаг в науку" (подсекция «Русское языкознание и литературоведение»).

-     создание страничек героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в инстаграм, учащиеся Х класса.

-     World Cleanup Day. DigitalCleanup (мероприятие для учащихся X-XI классов по проведению «цифровой уборки»).

-     опубликованы в газете  «Прыталічча» материалы: «Натхнённая геніем месца» (Сурма Е.,VIII “Б” класс, от 23.02. 2022г.).

-                   подготовлены к печати и опубликованы в журнале “Бярозка” материалы “Формула і псіхалагічныя вытокі сюжэта булінгу ў літаратуры для падлеткаў” (Шидловская М., XI класс, №1/2022 (1124).

-                   выступление учащейся XI класса Шидловской М. и учителя русского языка и литературы Черной Н.М. на научно-практической конференции с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся», онлайн-презентация эффективного опыта «В будущее – через техническое творчество и мир информационно-коммуникативных технологий».

 

 Приложение 3

 

Критерии

Показатели

Методики изучения

Результаты

Учебные достижения учащихся по учебным предметам

Уровень обученности учащихся  по учебному предмету «Английский язык»

Результаты обучения на II-III ступеняхобщего среднего образования  

2019/2020 уч.год – 7,1

2020/2021 уч.год – 7,2

2021/2022 уч.год – 7,4

Отмечается положительная динамика успеваемости 
(средний балл)

Уровень обученности учащихся  по учебному предмету «Русский язык»

Результаты обучения на II-III ступеняхобщего среднего образования  

2019/2020 уч.год – 5,9

2020/2021 уч.год – 6,4

2021/2022 уч.год – 6,5

Отмечается положительная динамика успеваемости 
(средний балл)

Уровень обученности учащихся  по учебному предмету «Русская литература»

Результаты обучения на II-III ступеняхобщего среднего образования  

2019/2020 уч.год – 7,8

2020/2021 уч.год – 7,8

2021/2022 уч.год – 7,9

Отмечается положительная динамика успеваемости 
(средний балл)

Сформированность метапредметных компетенций учащихся

Инициативность и самостоятельность в поиске новой информации;

знания, выходящие за пределы учебной программы;

эмоциональное отношение к цели, процессу и результату познания;

креативность;

критическое мышление;

навыки командной работы

«Лесенка побуждений»

(А.И. Божович, И.К. Маркова)

84% опрошенных учащихся отмечается гармоничное сочетание познавательных и социальных мотивов. 6% - преобладают социальные мотивы.

10% - преобладают познавательные мотивы.

Тест творческого мышления П. Торренса

Отмечается положительная динамика, итоги 2022 года: 9% опрошенных учащихся – (творческие способности) несколько ниже нормы, 62% - норма, 14% - несколько выше нормы, 11% - выше нормы, 4% - отлично

Тесты оценки критического мышления Гущина-Ильясова

Тест направлен на общие мыслительные операции: логические умозаключения, умение анализировать, оценивать последовательность умозаключений, на умение обосновывать свой ответ.В Тесте оценки критического мышления Гущина-Ильясов распределение полученных баллов оказалось близким к нормальному.

Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

84% опрошенных учащихся показали высокий уровень: учащиеся легко вступают во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстниками; речевые высказывания носят внеситуативный, личностный, социальный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения.

16% - средний уровень: учащийся вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками; во время общения чувствует себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться – переключается с человека на другое.

Культура медиадеятельности учащихся

Способность к анализу, рефлексии, обобщению;

способность к генерированию новых идей;

медиаграмотность;

информационная культура

Методика дифференцирования типа  мышления (Р.Атаханов)

Данные показывают, что эмпирическое мышление учащихся предшествует теоретическому мышлению, а зарождение теоретического мышления начинается со становления его аналитического уровня. Результаты распределились следующим образом по особенностям умственного развития: доаналитический уровень —46%, аналитический уровень - 12%, планирующий уровень 31%, рефлексирующий уровень — 11% учащихся. 

Тест для выявления степени развития аудитории в области медиа (Дж.Поттер)

Анализ тестирования учащихся IX-XI классов (в 2021 и 2022 году) показал увеличение уровня флюидности интеллекта и степени прозрачности интеллекта (познавательный уровень). Положительная динамика по увеличению количества подэмоций и достаточный уровень моральной грамотности.

 

 Приложение 4

 Демонстрация методического опыта участников инновационного проекта на методических мероприятиях 

Ф.И.О. учителя

Мероприятие

Тема выступления

Дата

Результат (сертификат / публикация)

1

Ровбель Ирина Игоревна

Международный профессиональный конкурс учителей «Цифровая школа  — 2020»

 

 

«Активизация познавательной деятельности учащихся путём использования дистанционной поддержки образовательного процесса на уроках английского языка»

21.09.

2020

Диплом I степени

2

Карпейко Валентина Евгеньевна

Международный конкурс педагогического мастерства «Идеи образования – 2020»

 

«Содействие технологии развития критического мышления активизации познавательной деятельности и творческому развитию учащихся»

26.09.

2020

Диплом I степени

3

Дмитрук Майя Александровна

II Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»

«Роль средств массовой информации в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

02.11.

2020

Диплом I степени

4

Ровбель Ирина Игоревна Карпейко Валентина Евгеньевна

III Международная научно-практическая конференция, посвящённая 65-летию Академии последипломного образования«Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы».

«Медиаобразование как одно из направлений непрерывного профессионального развития педагогов XХI века»

05.11.

2020

Публикация в сборнике статей Международного научно-практической конференции

5

Карпейко Валентина Евгеньевна

Научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 80-летию государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования» «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Формирование профессиональной и методической компетентности учителей английского языка в условиях дистанционного обучения»

17.11-20.11.

2020

Публикация в сборнике статей Международного научно-практической конференции

6

Ровбель Ирина Игоревна

 

Научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 80-летию государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования» «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Дистанционная поддержка образовательного процесса как средство повышения эффективности обучения по учебному предмету «Английский язык»

17.11-20.11.

2020

Публикация в сборнике статей Международного научно-практической конференции

7

Ровбель Ирина Игоревна

 

Вебинар «Медиаграмотность и информационная культура педагога как условие его профессионального развития»

«Медиаграмотность и информационная культура педагогов как условие его профессионального развития»

25.11.

2020

Выступление

8

Карпейко Валентина Евгеньевна

Республиканская конференция «Инновационная образовательная практика как стратегия развития»

«Создание образовательной среды, способствующей развитию социокультурной компетенции учащихся»

18.12.

2020

Публикация в сборнике статей Международного научно-практической конференции

9

Ровбель Ирина Игоревна

 

Республиканская конференция «Инновационная образовательная практика как стратегия развития»

«Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»

18.12.

2020

Публикация в сборнике статей Международного научно-практической конференции

10

Ровбель Ирина Игоревна

 

Международный

научно-методический конкурс «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 2020»

 

«Реализация инновационного проекта как ресурс развития учреждения образования»

 

28.12.

2020

Диплом I степени / Публикация в сборнике статей Международного научно-методического конкурса

11

Карпейко Валентина Евгеньевна

Международный педагогический конкурс «Современный урок английского языка с применением ИКТ-технологий»

«Проблема кибербуллинга»

22.02.

2021

Диплом I степени

12

Ровбель Ирина Игоревна

 

III Международный профессионально-методический конкурс «Педагогическое призвание» (номинация «Актуальные вопросы современного образования»

«Медиаобразование как одно из направлений непрерывного образовательного развития педагогов XXI века»

28.02.

2021

Диплом I степени / Публикация в сборнике статей Международного научно-методического конкурса

13

Ровбель Ирина Игоревна

 

TESOL 2021. International Convention and English Language Expo

«Media Literacy Skills Development in EFL Classroom»

Март, 2021

Выступление, сертификат спикера

14

Ровбель Ирина Игоревна

 

Научно-практическая конференция с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся»

 

21.04.

2021

Выступление

15

Ровбель Ирина Игоревна, Беляева Жанна Михайловна

 

Районная августовская конференция педагогических работников

“К навыкам XXI века через использование онлайн-сервисов и веб-инструментов в образовательном процессе”

 

август 2021

Мастер-класс

16

Карпейко Валентина Евгеньевна

Международный педагогический конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении английскому языку»

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции посредством сервисов WEB 2.0

24.11. 2021

Диплом I степени

17

Карпейко Валентина Евгеньевна

Международный конкурс «Информационные технологии педагогике»

 

  1. 12.

2021

Диплом I степени

18

Ровбель Ирина Игоревна

 

Международнаяпрограмма виртуального обмена

“DevelopingDigitalCitizenship”

февраль-апрель 2022)

Ментор

19

Ровбель Ирина Игоревна

 

Методическое мероприятие для руководителей и специалистов учреждений образования Минского района «Форсайт-экспертиза» «Новые формы эффективной методической работы»

«Медийная и информационная культура педагога»

31.03.

2022

Мастер-класс