Разделы сайта

Главная

Социально-педагогическая и психологическая служба

График работы педагога-психолога

Светланы Васильевны Жогал

на 2023/2024 учебный год

Дни недели

Время работы

1,3 неделя месяца

Понедельник

12.30 - 20.00

11.00 – 19.30

Вторник

08.30 - 17.00

08.30 - 16.00

Среда

08.00 - 16.30

08.00 – 15.30

Четверг

08.30 - 17.00

08.30 - 16.00

Пятница

08.00 - 16.30

08.00 - 15.30

Суббота

 

09.00-12.00

Обед                                                   13.00-13.30

Консультации:

для педагогов: понедельник 16.00 – 17.00

для учащихся: среда 11.00 – 12.00, суббота 10.00 – 11.00

для родителей понедельник 17.00-18.00; 1,3 суббота месяца 11.00 – 12.00

Получить консультацию психолога, пройти лечение у психотерапевта, вылечить психические заболевания, преодолеть зависимости можно в Минском областном клиническом центре "ПСИХИАТРИЯ-НАРКОЛОГИЯ" Перейти...



Cоветы, рекомендации, памятки

Родителям:

О детях-сиротах Посмотреть/Скачать

Формы устройства детей-сирот  Посмотреть/Скачать

Профилактика суицида Посмотреть/Скачать

Родителям о подростковом суициде  Посмотреть/Скачать

Профилактика суицидального поведения Посмотреть/Скачать

Как избежать увлечения детей наркотиками  Посмотреть/Скачать

РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18 от 24. 11.2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Посмотреть/Скачать

Разъяснение Кодекса о Браке и Семье Республики Беларусь  Посмотреть/Скачать

Методические рекомендации по выявлению и документированию преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних Посмотреть/Скачать

Алгоритм межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье Посмотреть/Скачать

Такой "сложный" подросток Посмотреть/Скачать

Комплекс упражнений по саморегуляции для педагогов, родителей и детей Посмотреть/Скачать

Обучающимся:

Советы выпускникам Посмотреть/Скачать

Опасности, которые ждут ребенка в сети Интернет

Обеспечение безопасности детей, не готовых иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают – одна из главных задач цивилизованного общества, в первую очередь – родителей. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас!

Подростки активно пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок для взрослых. Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более уязвимы.

Вот некоторые сайты, которые могут быть опасны для ребенка:

  • Сайты порнографической направленности;
  • Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
  • Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, и принять советы сомнительного качества по способам избавления от проблем.
  • Наркотики. Интернет пестрит новостями о «пользе» их употребления, рецептами и советами изготовления «зелья».
  • Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, «убивает» коммуникативные навыки подростка.
  • Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на формирующиеся взгляды подростка.

Вот несколько домашних правил посещения Интернета:

  • Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются путем сообщений, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернете.
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что можно случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с посещением Интернета. Оставайтесь спокойными, похвалите его и посоветуйте в подобных случаях всегда обращаться к вам, напомнив, что дома он в безопасности.

 

  • Помогите им защититься от спама, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети.
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям!
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону!

Основные показатели, характерные для Интернет-зависимости:

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;

– невозможность переключиться на другую деятельность, предпочтение виртуального мира семье и друзьям;

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

– ощущение раздражения при невозможности получения доступа к Интернету;

– нахождение в сети Интернет в ущерб учебе, обман близких людей;

– изменение режима дня, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна;

– высокая «социальная смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;

– «подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;

– «экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;

– «напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;

– «неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе, неадекватность самооценки.

Вот несколько рекомендаций по предупреждению компьютерной зависимости:

  • Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть настоящего и будущего, в котором ребенку предстоит жить!
  • Придерживайтесь демократического стиля воспитания, который развивает в ребенке самостоятельность, активность, инициативу и ответственность.
  • Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  • Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. До 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, а поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). В 10-12 лет - не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  • Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
  • Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям и приобщать ребенка к домашним делам.
  • Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение. Приглашайте чаще друзей ребенка в дом.

 

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Перечисленные ниже основные правила практически важны для обеспечения успеха каждого поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, поэтому не забывайте их использовать.

1. Установите контакт с ребенком. Любое преобразование поведения должно начинаться со спокойного обращения к ребенку. Ограничьте количество того, что может отвлекать внимание, глубоко вдохните для сохранения самообладания, установите зрительный контакт и убедитесь, что ребенок готов внимательно вас слушать. После этого можно начинать.

2. Проясните ваши тревоги. Не стройте предположений по поводу того, понял ли ребенок, что он сделал не так. Кратко опишите проблему, почему вас это тревожит и какое поведение вы от него ожидаете, например: "Когда ты разговаривал таким тоном, это звучало неуважительно. Я хотел(а) бы, чтобы ты говорил с уважением".

3. Пообещайте друг другу решить проблему вместе. Сделайте акцент на том, что вы обязуетесь поработать с ребенком, чтобы помочь ему измениться. В идеале, вы должны быть членами одной команды, чтобы достичь успеха.

4. Потренируйте с ним новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать. Например, не рассчитывайте, что ваш ребенок знает, как он должен разговаривать. Нытье порой настолько входит в привычку, что ребенок может уже не помнить, как разговаривать по-другому. "Я не буду слушать нытье. Прислушайся к моему голосу. Я хочу, чтобы ты точно так же просил меня о чем-то. А теперь попробуй ты!"

5. Исправляйте проблемное поведение, как только оно проявляется. Не ждите. В тот момент, когда ребенок перестает слушаться, самое время вмешаться. Будьте кратки; объясните ребенку, что он сделал не так, и приведите пример правильного поведения: "Я понимаю, что ты был зол, но ты не имел права ударить. В следующий раз скажи человеку, что ты зол, и объясни, чего ты хочешь".

6. Постоянно проверяйте успехи своего ребенка на протяжении поэтапного изменения. При необходимости модифицируйте свой план.

7. Сообщите ребенку об установлении штрафных санкций. Они должны быть взвешенными, соответствовать возрасту ребенка и проступку и, что немаловажно, о них следует объявить заранее: "Если ты снова начнешь кусаться, тебе придется стать в угол на пять минут".

8. Применяйте штрафные санкции в случае продолжающегося проблемного поведения. В случае отсутствия изменений или сопротивления ребенка изменениям, направленным на его поведение, следуйте своим обещаниям применить штрафные санкции. И будьте последовательны!

9. Поощряйте попытки вашего ребенка вести себя хорошо. Не пренебрегайте самым простым и зачастую самым эффективным способом изменения поведения: "Ты говорил уважительно. Я хотела бы, чтобы так было и дальше. Молодец!"

10. Поздравляйте вашего ребенка с успехом каждый раз, когда видите положительный результат. Меняться трудно — особенно детям, — так что отпразднуйте его усилия. И не забудьте поздравить себя!

 

Памятка для школьников

Дорожи своей жизнью.

Многие думают, что когда у них будет много денег и все прелести жизни, они станут счастливыми. Они не ценят то, что им дано сегодня и сейчас. Научитесь радоваться каждой минуте своей жизни, полюбите окружающих Вас людей, благодарите за то, что у Вас уже есть и тогда к Вам придет то, чего Вы хотите.

Нужно научиться в любой неприятной ситуации находить все то, что дает тебе силы в жизни. Измени свое отношение к любой проблеме. Если уже что-то случилось, не нужно переживать, а лучше подумать, как решить проблему, ты можешь обратиться за помощью к близким людям: маме, папе, учителям.

Трудности в жизни есть всегда и у каждого. Преодолевая их, мы становимся сильнее.

Измени свое отношение к проблемам, и они все реже будут приходить к тебе.

Порой человек переживает сильные неудачи. Самое главное - не замыкаться на проблеме, мучающей тебя. Вспомни, какое занятие приносит тебе хорошее настроение и попробуй отвлечься. Занимаясь любимым делом, ты постепенно забудешь о неудачах, из-за которых так страдаешь. Постарайся проводить больше времени с близкими людьми.

Когда ничего не ладится, махнув на все рукой, хочется сказать: "Все пропало! Я уже ничего не могу сделать!". Борись до конца, сделай все возможное и невозможное, для того чтобы преодолеть любые жизненные ситуации, упорство всегда приносит победу.

  • Научись сполна наслаждаться минутами жизни. Когда ты думаешь о чем-то плохом, сядь удобно, расслабься, закрой глаза и скажи себе: "Меня ничего не беспокоит. У меня все в порядке".
  • Учись на любую ситуацию смотреть с юмором, а для этого посмотри на себя со стороны. В любой ситуации в жизни можно найти что-то хорошее и смешное. Смотри на то, что с тобой происходит не с плохой стороны: «У меня все плохо», а с хорошей (например, если тебя облили супом, это плохо, но зато ты постирал одежду).
  • Не надо вспоминать прошлое. Прошедшие беды бессильны, они уже не могут обидеть тебя, забывай обиды и поражения, не вспоминай о том, чего уже не вернуть.
  • В самые трудные минуты нужно держать себя в руках. Думать о тех, кто тебя окружает, о своих родных. Самые плохие времена все равно проходят. И всегда находится решение любой проблемы. А жизнь только одна.
  • Свою жизнь надо любить и дорожить ею. Потому что нет на земле ни одного точно такого же человека как ты. Радуйся жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и радуге на небе.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений; «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
З. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

                                   

Условия успешного семейного воспитания

Поддерживающие приемы:

  • Ты у нас самый умный, добрый, красивый...
    У меня нет никого ближе, чем ты...
    Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься...
    Я бы никогда не сумел сделать это так хорошо, как ты...
    Я тебе так благодарна...
    Я абсолютно уверена, что ты сумеешь своего добиться...
    У тебя это так хорошо получается...
    Без твоих рук наш дом...
    Мы вместе с тобой обязательно сумеем...

Разрушительные выражения:

  • На тебя ни в чем нельзя положиться.
    Я тысячу раз говорил тебе, что...
    О чем ты только думаешь, когда другие...
    Неужели тебе непонятно, что...
    Сколько раз тебе надо повторять...
    Разве тебе трудно запомнить, сделать, выполнить...
    Ты стал такой же упрямый, плохой, как...
    Ты никогда не сумеешь добиться...
    Все люди... (такие-то, умеют), а ты...                                    

Принципы и заповеди разумного воспитания

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, (объясните это ему), узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте готовые пути к нему и разбирайте его правильные и ложные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
9. Воспитание должно быть твердым, но добрым.

Признаки, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок попал в «плохую» компанию:

  • неоправданная грубость и вспышки агрессии;
  • снижение успеваемости и нежелание учиться;
  • стремление проводить как можно больше времени вне дома;
  • резкое изменение круга интересов;
  • воровство (деньги, вещи);
  • появление вредных привычек;
  • замкнутость (нежелание общаться с родителями, обсуждать свою жизнь, делиться проблемами);
  1. Постарайтесь познакомиться с друзьями ребенка поближе. Может оказаться, что они не такие и плохие, как могло показаться на первый взгляд.
  2. Постарайтесь понять, что привлекает вашего ребенка в тех людях, с которыми он дружит, почему ему нравится проводить время именно с ними.
  3. Старайтесь не противопоставлять себя друзьям ребенка, а по возможности сблизиться с ними. В этом случае вы сможете узнать о них больше.
  4. Если вы видите, что дружба с определенными людьми угрожает безопасности и здоровью ребенка, обязательно принимайте определенные меры:

o    Обязательно поговорите с ребенком о том, что вас тревожит в его поведении. Говорите о том, что вы чувствуете по этому поводу и каких хотите перемен, избегая при этом директивного тона и строгих указаний.

o    Пересмотрите свою занятость, найдите максимум времени для совместного времяпровождения с ребенком.

o    Помогите ребенку организовать свой день так, чтобы он был максимально загружен: запишите в интересующую его секцию, кружок, назначьте ответственным за выполнение определенной домашней работы.

o    Обязательно контролируйте времяпровождение ребенка.

o    Строго контролируйте расходы ребенка, не оставляйте деньги без присмотра. Этим вы убережете его от соблазна брать деньги без разрешения. Но в то же время, приучайте ребенка правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы.

o    Если вы заметили появление вредных привычек у вашего ребенка, обязательно спокойно и аргументировано с приведением взвешенных доводов, выразите свое отношение к появившимся пристрастиям, помогите ему принять решение об отказе от вредных привычек.

o    Если все принятые вами меры оказываются неэффективными, обратитесь за помощью к психологу, психотерапевту.

o    Помните! Ваш ребенок и его будущее – главное, что у вас есть.

Воспитание без насилия

Родителями быть не легко, но плохо,
Если нелегко от этого нашим детям.

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставит ему радость. И уж конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают. Почему? Как возникает такая двойственность?

Возможно, она проистекает из путаницы представлений, из смешения при определении разрешенного и запретного.

Возможно, мы считаем, что в нашем случае цель оправдывает средства, и если мы это не делаем «воспитания ради», то ничего страшного тут нет, вреда не будет, а боль невелика.

Можно предположить, что мы исходим из собственного жизненного опыта: «Меня в детстве тоже поколачивали, что мне, заметьте, нисколько не повредило…»

Может быть, в глубине души мы убеждены, что ребенок – наша собственность и мы вправе делать с ним все, что захотим.

И, что всего вероятнее, мы прибегаем к побоям вследствие неумения найти выход из сложной ситуации, вследствие бессилия и растерянности, которых сами не осознаем.

Мы не говорим сейчас о надругательствах над ребенком – это разговор особый. Не каждый удар является надругательством и не каждый прибегающий к побоям отец или мать издеваются над ребенком – в этой области можно и нужно проводить различия. Но необходимо знать: несмотря на то, что не каждый бьющий своего ребенка взрослый со временем начинает переходить границы (иногда очень зыбкие) и превращается в родителя, издевающегося над ребенком, такой переход – явление нередкое. Постепенно и незаметно для самого себя можно скатиться от побоев к надругательствам.

Побои – не метод воспитания. Пощечинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьешься.

Телесные наказания и битье детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно не приемлемы. Применение телесных наказаний по отношению по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.

Воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и коротких созданиях далеко не соответствует действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят свих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Мы уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра своим детям! Давайте подумаем вместе… Быть родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не кончаются с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И выполняя эту работу, вы не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Почему бьют детей?

  • «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (Но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
  • «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило». (Вспомните, однако, что вы тогда чувствовали. Припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют),
  • «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка». (В тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
  • «Рука порой сама подымается». (Но вдумайтесь, «подымается ли рука сама» во всех других случаях, когда вы сердитесь – например, на вашего друга или начальника на работе).
  • «Шлепок разряжает обстановку и снимает напряжение». (И тем не менее после побоев обстановка в доме накаляется, никто из членов семьи не знает, что ему делать, - и все замыкается в одиночестве).

Телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, нередко они скорее выражают состояние родителей.

Отношения между родителями и детьми – весьма сложная область отношений для обеих сторон.

Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночества, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эта озабоченность проявляется во вспышках гнева по отношению к детям. Тут уж и говорить не приходится о продуманном наказании, битье ребенка в такой ситуации – следствие истерики, долго накопившегося напряжения.

Бывает, что родители поднимают руку на своего ребенка после того, как испробовали все другие способы заставить его подчиняться их требованиям. Но они заблуждаются, считая, что применение физической силы вернет им власть и утраченной авторитет.

Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила поведения. Ребенок учится определять эти рамки, принимая требования родителей и подражая их действиям. Неизменный порядок создает у ребенка чувство безопасности. Устойчивый режим дня и существование четких правил в приеме пищи, сне, умывании, играх и т.д. препятствует возникновению у ребенка ощущений и чувства неуверенности. А эти несколько советов, помогут вам при установлении рамок поведения для вашего ребенка:

  • Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения. Необязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали ребенку, он ощущает себя полноправным и достойным участником события.
  • Ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие. Разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только родители.
  • Предоставьте ребенку право выбора. Дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей.
  • Ребенок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни юн ребенок, его мнение по этому вопросу поможет вам установить эти границы справедливо.
  • Необходимо самому верить в справедливость своих требований, объяснить ребенку их причины и убедиться в том, что он их осознал.
  • Не требуйте от ребенка сразу многого: начинать надо с небольшого набора правил.
  • Давайте детям ясные, точные и краткие указания.
  • Неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям – ребенок нуждается в повторении.
  • Ребенку трудно быстро перейти от одного вида деятельности к другому. Если вы чего-то требуете от него, предоставьте ему короткий отдых, небольшую передышку, чтобы он мог переключиться.

Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей – если, конечно, вы делаете это достаточно гибко и справедливо. И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленные вами последовательность и участие. Дети подражают вашему поведению и учатся таким образом отвечать за свои поступки.

Подберите наказание в соответствие с поведением ребенка.

Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Это – основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.

Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.

  • Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.
  • Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
  • Помните, что, достаточно часто прибегая к поощрению и похвале, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
  • Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.
  • Очень полезно высказывать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.
  • Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.
  • Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.
  • Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
  • Старайтесь избегать пустых угроз.
  • Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые ин не по вкусу.
  • Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.
  • Старайтесь не выражать предпочтения одному из детей.
  • Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
  • Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, злой, бестолковый мальчишка». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
  • Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

В жизни родителей бывают периоды, когда они ощущают бессилие, находится в состоянии кризиса или эмоционального напряжения. В такие моменты их гнев на детей нередко выражается в крике, побоях или наказаниях. Разумеется, ничего хорошего в этом нет, но нет также и оснований для вывода, что они не могут быть хорошими родителями. Если они отдают себе отчет в совершаемых действиях, у них есть шанс изменить свое поведение.

Давайте же постараемся избавить наших детей от таких переживаний…

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Если Ваш ребенок курит СПАЙС!

Обратите внимание! Основные признаки:

  • покраснение лица, глаз,
  • расширенные зрачки,
  • сухость во рту,
  • повышение артериального давления,
  • учащение пульса,
  • повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому,
  • приступы смеха, веселости, которые могут сменяться тревогой, испугом,
  • выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости»,
  • неудержимая болтливость,
  • изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета,
  • наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды,
  • частые резкие, непредсказуемые смены настроения.

Что делать? 

Если вы обнаружили у своего ребенка признаки употребления курительных смесей, внимательно наблюдайте за его физическим состоянием, настроением, времяпрепровождением и окружением. В случаях эпизодического, однократного курения «Спайса» подростка еще можно остановить, поговорив по душам, разъяснив, что «Спайс» – это наркотик такой же силы, как героин, что его употребление смертельно опасно и приводит к наркомании.

Коварство «Спайса» еще и в том, что он быстро вызывает привыкание, причем такой же силы, как героин или кокаин. В течение полугода потребления он так сильно затягивает, что самостоятельно бросить его уже невозможно. Если вы заметили, что ваш ребенок «Спайс», стал агрессивным, раздражительным, у него появился специфический круг друзей – таких же любителей «побалдеть», он начал пропускать учёбу, брать без разрешения деньги – пора бить тревогу. Сами с этой бедой вы не справитесь – наркотическая зависимость очень сильная. Не стесняйтесь обращаться к подростковому наркологу, психологу, поговорите с классным руководителем.

Помните, что закрыть глаза на эту беду не удастся, а ваше бездействие может обернуться страшной трагедией.

 

Основные признаки употребления наркотиков

Дети и подростки узнают о наркотиках даже раньше, чем вы этого ожидаете: из средств массовой информации, от друзей и т.д. Вам надо быть во всеоружии, чтобы предотвратить возможную беду.

Основные признаки употребления наркотиков:

  • следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки)
  • заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды
  • бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет
  • гипо- или гипермимичность
  • чрезмерно широкие или узкие зрачки
  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха
  • круги под глазами
  • сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос
  • сухость губ или повышенное слюноотделение
  • потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель
  • появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя)
  • появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, марлевых или ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом
  • частые немотивированные исчезновения из дома
  • появилось много таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов
  • в доме стали пропадать деньги или вещи
  • сужение круга интересов, потеря интереса к пре­жним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями
  • частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее
  • неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии
  • вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельными движениями
  • изменение нормального режима жизни – появление сонливости днем и бессонницы ночью.

Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения.

Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.

 

Последствия употребления наркотиков

Увлечения наркотиками, приводит не только к потере друзей и раздору в семье, это может привести к проблемам с правоохранительными органами и потерей здоровья. Наркотики – это вещества оказывающие действие на психическое и физическое состояние человека. Основные виды запрещенных наркотических средств: героин, марихуана, эфедрин, метадон, экстази, опий. Наркомания – это страшная болезнь, которая приводит к физической и психологической зависимости от наркотика.                 

Виды наркотиков и последствия их употребления

Конопля, марихуана, гашиш, план. Обычно эти вещества курят, добавляя в наркотик табак. Эффект от их применения может быть разным. Все зависит от дозы и индивидуальных особенностей организма: покраснение глаз, ощущение сухости во рту, расслабленность, излишняя болтливость, истерический смех. Человек не в состоянии выполнять ответственную работу, так как теряется координация, затупляется реакция, отсутствует концентрация внимания. Может возникнуть неоправданный страх, нарушится сердцебиение. К сожалению, основная масса молодежи, считает эти наркотики безвредны, не вызывают зависимости и не наносят особого вреда здоровью. После длительного применения этих наркотиков: развивается бронхит, может развиться рак легких, нарушается работа сердечной мышцы, развивается мужское и женское бесплодие. Самые тяжелые осложнения происходят с умственными способностями наркомана: нарушается память и абстрактное мышление, возникают частые нервные срывы, бред. Такие осложнения, могут довести человека до полной потери себя в социуме и дальнейшего ухода в себя.

Морфин, кодеин, героин, метадон. Зависимость возникает уже после нескольких приемов наркотика. Под действием препарата человек становится: сонливым, движения становятся медленными и вялыми, речь нечленораздельна, теряется чувствительность, зрачок сужается. Даже небольшая передозировка может привести к смерти наркомана, а при внутривенном введение возможно заражение ВИЧ инфекцией. При регулярном применении: разрушается иммунная система организма, разрушается печень, происходят необратимые процессы в функции репродуктивных и дыхательных органов, изменяется цвет кожи, разрушаются зубы. Могут возникнуть такие осложнения как сепсис, когда заражение расходится по всему организму и лечение может быть бесполезным. Большинство героиновых наркоманов. Страдают такими заболеваниями как ВИЧ, туберкулез и гепатиты групп В и С. Лечение от этих заболеваний очень дорогое и не у каждого наркомана есть такие деньги. Государство выделяет средства на лечение этих больных, но в мизерных количествах. Средняя продолжительность жизни героинового наркомана 5 лет. Смерть происходит от осложнений или передозировки.

Психостимуляторы (крек, кокаин, эфедрин). Чаще эти наркотики курят или вдыхают. Препараты вызывают: излишнюю двигательную активность, половое влечение (приводит к беспорядочным связям), появляется бессонница, снижается аппетит, учащается пульс. Когда заканчивается действие наркотика человек становится раздражительным, агрессивным, ослабленным и впадает в депрессию. Зависимость от наркотика наступает после 5-7 приема препарата. Восстановительный период около 3 дней (человек спит). Эти наркотические вещества поражают буквально все органы: снижаются умственные способности, наркоман становится агрессивным. Больной впадает в депрессию, которая не редко приводит к суициду. Пропадает чувствительность нервных окончаний, появляется судорожное дрожание конечностей. Нарушается сердечный ритм, повышается давление (может привести к инфаркту или кровоизлиянию в мозг). Внутривенное введение препаратов приводит к заражению ВИЧ и гепатитами. Беспорядочная половая связь, приводит к передаче ВИЧ, гепатита, венерических заболеваний.

Экстази. Это синтетический препарат. Действует как галлюциноген и психостимулятор. Разноцветные таблетки. Принимаются орально. После приема наркотика: повышается активность, возникают беспокойство, галлюцинации и бессонница. Наркотик вызывает сильную зависимость и приводит к летальным случаям: сильное повышение температуры (более 40 гр.) и инсульт. 

Последствия употребления наркотиков

Снижение иммунных функций организма приводит к возникновению различных инфекционных заболеваний. Развиваются гнойные нагноения по всему телу наркомана, переходящие в язвы и рубцы. После внутривенных инъекций грязным наркотиком, происходит отмирание мышечных тканей. Поражаются сухожилия и кости. Нарушенный обмен веществ, часто приводит к сильной потере в весе. Нарушение внутренних обменных процессов, приводит к недостатку кальция в организме и потере зубов. Регулярное употребление наркотических средств, приводит к импотенции у мужчин и раннему климаксу у женщин. Психические расстройства и галлюцинации приводят к агрессивному поведению наркомана и как следствие к правонарушительным действиям. Длительное употребление наркотиков приводит к разрушению печени (гепатиты А, В, С), почек и дыхательной системы организма. Возникают заболевания сердечно-сосудистой системы. Снижается интеллект, человек деградирует как личность.

Использование шприца для инъекций после зараженного человека, может привести к ВИЧ инфекции. Заражение вирусными гепатитами В и С. При быстром развитии инфекции летальный исход наступает через 2-3 года. Возможно сильное отравление токсинами, внутренних органов и крови наркомана, такими веществами как ацетон, свинец и мышьяк, которые используют для изготовления наркотических средств. Желание получить максимальное удовольствие, вынуждает наркомана увеличивать дозу наркотика, вследствие чего происходит передозировка и летальный исход. Психозы и неадекватное поведение наркомана может привести к травме больного или окружающих.

 

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 

Уважение!  Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.  Угрозы!  «Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.  Обещания!  Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.  Опека!  Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».  Повиновение!  Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.  Потакание!  Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.  Будьте последовательны!  В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.  Требуйте соответственно возрасту ребенка!  Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!  Прислушайтесь к своим словам!  Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»  Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!  Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.  Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!  И ещё пару правил…  Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку:  у активных родителей — активные дети.  Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.  Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.  Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству,

могут быть:

  • Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение
    структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
  • Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения,удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

  • Материально-бытовые   трудности.   Нынешние   подростки   тяжело   переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».
  • Депрессивное   состояние   и   психическое   расстройство   (кратковременное   или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в
    электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
  • Генетические     факторы     -     некоторые     подростки     могут     наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
  • Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:

Эмоционально-психологические изменения:

  • Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
  • Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
  • Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
  • Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
  • Потеря интереса к привычным видам деятельности.
  • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

 

Изменения внешнего вида и поведения:

  • Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
  • Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы ими молчание.
  • Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
  • Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
  • Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
  • Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
  • Плохое поведение в школе.
  • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
  • Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

  • Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний   только   о   неприятных   событиях, ощущение   безнадежности   при   оценке   своего настоящего   положения,   отсутствие   планов   на будущее.
  • Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
  • Поиск   себе подобных   суицидачьноозабоченных   в Интернете и других местах.
  • Связь с деструктивными сектами.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

 

 

Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:

  • Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы онрассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его па такой поступок.
  • Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием
  • Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
  • Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
  • Принципиальное в такой беседе - не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.
  • Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.

Родители, педагоги , медицинские работники должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.