Разделы сайта

Главная

История, традиции, достижения

ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ

ГУО «Прилукская средняя школа» находится в живописном уголке Минского района, в полутора километрах от Прилук (имение графа Чапского в прошлом).
В середине 19 века вблизи имения Прилуки на средства правительства и при помощи прихожан была построена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Во время строительства этой церкви 19 ноября 1864 была открыта церковно-приходская школа священником Анастасием Струковским. В школу ходили мальчики из д. Подгая, Лецковщины, Прилук и Тимошек. Учились на средства родителей и общественных пожертвований. Собственного помещения у школы не было. Занимались в доме дьячка Василия Вериго под личным досмотром священника. В 1869 году школа начала называться Прилукской церковноприходской.
В 1886 – 1887 г. в школе занималось 30 мальчиков. Позже в школу ходили уже и девочки.

    После 1927 года школа обрела статус Прилукской начальной школы.
Начальная и семилетняя школа (1917-1951)
 С 1917 по 1930 год школа была начальной, а с 1931 года стала расти и в 1934 году состоялся первый выпуск Прилукской семилетней школы. В эту школу ходили дети из деревень Прилуки, Скориничи, Атолино, Леонтьевичи, Кохановщина, Слабода, Щемыслица, Лесопитомник.
    Школа размещалась в нескольких крестьянских избах и бараке, который находился возле церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. На тракте Минск – Новогрудок находилось здание корчмы, которое было решено преобразовать в школу. Здание перестраивалось силами учеников и учителей  после уроков. Оно было открыто в 1933 году, и первый выпуск семилетней школы состоялся в стенах нового здания. В связи с тем, что ученики являлись жителями отдаленных деревень, в зимнее время при школе открывался интернат.
   При школе числился конь с конюхом, пришкольный участок. Учащиеся его обрабатывали, а средства от реализованной продукции шли на школьные нужды.
   Возглавлял школу с 1930 года учитель истории Анцуг Н.А. Однако в 1933 году, во время сталинских репрессий, его арестовали как врага народа. Постоянного директора не было до 1935 года. А в 1935 году директором школы стал Альхимович Николай Миронович. Завучем работал Богушевич Спиридон. Учителями были: Кныпп Ольга Иосифовна, Давидович Зинаида Петровна, Матрунчик Михаил Степанович.
   С августа 1941 года территория Минского района была оккупирована, и школа перестала действовать.
   В 1944 году Кравцов Василий Павлович назначен директором Прилукской семилетней школы.
 
 
Средняя школа (1951-1959)
          С 1951 года семилетняя школа стала средней. Первый выпуск средней школы состоялся в 1954 году, 35 учащихся.
В эти годы возглавлял школу Гиро Ефим Миронович. Под руководством Гиро Е.М. школа работала 14 лет. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию. В школе действовала производственная бригада. На весь район славился пришкольно-опытный участок, возглавляемый Одинец А.Р. Школа неоднократно являлась участником выставки достижений народного хозяйства БССР (г.Минск), СССР (г.Москва). Многие учащиеся имели удостоверение участника ВДНХ (Михайлова Л., Корзун А.).
   В школе была хорошая художественная самодеятельность. Были поставлены спектакли «Вишневый сад», «Нестерка». Агитбригады выступали перед жителями деревень Атолино, Прилучки, Щемыслица. В это время был построен спортивный зал и мастерские. Школа и территория вокруг нее благоустраивалась. Зазеленел, а вскоре и начал приносить плоды посаженный учащимися сад.
1959-1967 годы
С 1959 года в школе директором работал Борисенок Василий Игнатьевич. За многолетний и добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда».
1967-1982 годы
       С 1967 года   директором работала Иващенко Зинаида Сергеевна.
     За безукоризненную педагогическую работу награждена орденом «Знак почета» и медалями СССР, почетными грамотами Министерства просвещения, отличник народного образования. Шесть раз выбиралась народным депутатом Сеницкого сельского совета.
1982-1987 годы
      С 1982 года директором школы   работала Авсянович Надежда Андреевна.
    За хорошие показатели в работе фотография Надежды Андреевны была помещена на Доску почета Минского райисполкома, награждена Почетной грамотой Министерства образования.
    В этот период школа стала самой многочисленной по количеству учеников. Начиная с 1-го по 9-й класс было по три параллели.
    Учительский коллектив работал творчески. На базе школы проводились районные, областные, республиканские семинары. За достигнутые успехи три раза коллектив был награжден переходящим Красным знаменем.
1987-2009 годы
В эти годы улучшение материально-технической базы школы и высокие показатели в учебно-воспитательном процессе вывели школу в ранг лучшей школы в районе.
До 2005 года школа ежегодно являлась победителем соревнований по подготовке к новому учебному году. В 2004- 2005 годы Китаева Елена дважды победитель Республиканской олимпиады по белорусскому языку, обладатель личного приза Министра образования РБ Радькова А. М. «Лепшы мовазнаўца Рэспублікі Беларусь».
 В 2001 году в школе совместно с представителями Испании создан Детский социальный центр, благодаря этому появилась возможность оказывать социальную поддержку детям в виде оздоровления и бесплатного питания.
     В рамках гражданско-патриотического воспитания проводились экскурсии по историческим местам, походы по местам боевой славы, организовано шефство над ветеранами ВОВ, проводятся праздники «Мы – наследники Победы», «За любимую Беларусь».
 Использовался воспитательный потенциал календарно-обрядового цикла белорусского народа. Традиционным стало проведение праздников «Богач», «Калядкі», «Гуканне вясны».
         В эти годы директором школы работала Лозовик Н.С.
    Нина Сергеевна являлась требовательным, умелым организатором педагогического и ученического коллективов. Под ее руководством в школе проводилась большая работа по укреплению материально-технической базы школы и совершенствованию учебно-воспитательного процесса благодаря сотрудничеству школы с испанской организацией «ФАДА». 19 учебных кабинетов были оборудованы новой ученической регулируемой мебелью, отремонтирована школьная столовая с приобретением нового оборудования.
За многолетнюю безукоризненную работу Министерство образования наградило Нину Сергеевну Значком «Отличник народного образования» и было присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь».

2009 – 2019директор Алешкевич Наталья Петровна

       Роль школы создание условий для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному определению своего места в ответственном, творческом преобразовании окружающего мира на основе сотрудничества с людьми независимо от их национальности, отношения к религии и политике, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми, способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

2020 по 2021 год - директор Кардаш Наталья Николаевна

С 2022 - директор Остромецкая Ольга Евгеньевна.

ДОСТИЖЕНИЯ:

За 2009-2022 гг получено: 15 дипломов международного уровня, 6 дипломов республиканского уровня, 28 дипломов областного уровня, 81 диплом районного уровня,  24 диплома 1 степени в конкурсах «Лингвистенок», «Журавлик», «Кенгуру»белорусской ассоциации «Конкурс».

  • Диплом I степени областного этапа республиканского творческого конкурса для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог-2022!» (номинация «Поделка» - Ашманкевич И., руководитель – Масалыка Е.И.)
  • Диплом 2 степени международного профессионального педагогического конкурса 01.04-03.05.2022 Карпейко В.Е.Ровбель И.И.
  • Диплом 1 степени в международном научно-исследовательском конкурсе «Лучший исследовательский проект 2022» Карпейко В.Е.
  • Диплом 1 степени в республиканском этапе конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования (Шидловская М.)
  • Диплом 1 степени 73-й научно-технической конференции учащихся, студентов, магистрантов БГТУ "Мой первый шаг в науку" (Шидловская М.)
  • Диплом 1 степени Международного педагогического конкурса "Преподаватель XXI века" (Карпейко В.Е.
  • Диплом 1 степени Международного педагогического конкурса "Педагогические инновации в образовании" (Карпейко В.Е.)
  • Диплом 1 степени Международного конкурса профессионального мастерства для педагогов "Классный час как форма воспитательной работы классного руководителя" (Карпейко В.Е.)
  • Диплом 2 степени районного этапа конкурса «Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге» (Остромецкая О.Е.)
  • Диплом 2 степени районного этапа конкурса туристских и краеведческих фотографий и видеофильмов (Майчстренко И.П.)
  • Диплом 1 степени районного этапа выставки-конкурса «Таким я вижу этот мир» (Богомаз У., рук.Буракова А.Г.)
  • Диплом 2 степени районного этапа выставки-конкурса «Таким я вижу этот мир» (Ашманкевич И, рук.Масалыка Е.И.)
  • Диплом 2 степени районного конкурса «Сувенирная работа» ( Масалыка Е.И.)
  • Диплом 2 степени районного этапа выставки-конкурса «Техноелка» (Гаврильчик Н.., рук.Масалыка Е.И., Товстыка Е.И.)
  • Диплом 2 степени международного конкурса  «Я юный гений» (Войтович Г.)

           Карпейко В.Е. с сентября 2021 года обучается на двухлетних курсах подготовки учителей китайского языка для общеобразовательных школ Республики Беларусь в Республиканском институте китаеведения имени Конфуция Белорусского государственного университета. С целью популяризации китайского языка в школе Карпейко В.Е.  провела немало мероприятий, например, игровая программа «Золотой дракон» и квест-игра «Путешествие в Китай». Во время этих мероприятий ребята познакомились с интересными фактами о Китае, с символами этой страны, а также научились пользоваться китайским палочками куайцзы (筷子).

Под руководством педагога была проведена международная белорусско-китайская неделя «Беларусь и Китай: навстречу друг другу» (白俄斯和中国:相向而行).

В рамках недели проходили несколько флэш мобов по следующим темам: «你好» (Nǐ hǎo), «Мой иероглиф», «Цвет настроения - красный», «Китайская зарядка», «Гимнастика Тайцзицюань». 

В рамках недели с учащимися 6 «А» класса специально приглашённые гости провели китайскую чайную церемонию. В ходе церемонии ребята узнали о посуде, классификации чая; послушали рассказ об истории и тонкостях выбора чая, а также культуре чаепития. В ходе церемонии ребята познакомились с тремя этапами знакомства чая, а также продегустировали 3 вида чая: чёрный чай Шу Пуэр «Буланшань Шу Ча», габа чай «Crazy diamonds» и белый чай «Бай Хао Инь Чжэнь». Этническая китайская музыка гуцинь, статуэтки и свечи помогли создать необходимую для церемонии атмосферу.

Для того чтобы поощрять учащихся на изучение и написание иероглифов, а также распространять культуру китайской каллиграфии, в школе был организован конкурс китайской каллиграфии твёрдой ручкой. Ребятам необходимо было выполнить каллиграфическую копию утверждённого текста. Все работы выполнялись твёрдой (перьевой, гелевой или капиллярной) ручкой.

Также в школе была организована выставка, посвящённая белорусской вытинанке и китайскому искусству выризания из бумаги «цзяньчжи» (剪纸). Коллекция вытинанок и цзяньчжи были подготовленный учащимися 6, 8 и 9 классов под руководством Карпейко В.Е. В школе также проходила выставка китайского фотографа Лю Пэна под названием «Белорусская мечта». Эти две выставки являются символом дружбы двух стран, двух культур, белорусской и китайской.

В рамках белорусско-китайской недели проводился конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Юность. Наука. Культура». Целью конкурса было развитие познавательного интереса учащихся, стимулирование поисковой активности и знакомство с китайской культурой и мифологией Китая. Юные китаисты познакомили зрителей с различными персонажами китайской мифологии, традиционными блюдами и рассказали про появление буддизма в Китае. Доклады были содержательными и интересными. В конце своих выступлений юные китаисты ответили на вопросы увлечённых зрителей, учащихся школы и учителей.

         Карпейко В.Е. провела с ребятами творческие мастер-классы по китайской живописи «Панда» и «Птицы в бамбуке» и вырезанию цзяньчжи «Искусство вытинанки и поэзия цзяньчжи». Мастер-классы по китайской живописи и искусству цзяньчжи помогают активизировать творческую часть мозга, работать с энергиями и умом, развивать интуицию, получать вдохновение, а значит творить свободно.

Во время зимнего лингвистического лагеря также уделялось большое внимание Китаю и китайским новогодним традициям. В день, по свящённый этой прекрасной стране, ребята узнали много интересных фактов про празднование Лунного нового гола, познакомились с легендой про монстра Ньена и причиной появления традиции праздновать Новый год в красной одежде, с фонарями, фейерверками и хлопушками. Ребята изучили традиционный китайский танец с веерами, а также повеселились в «линейном» танце. Получив знания о национальных символах Китая, учащиеся своими руками сделали бумажную версию дракона, который является одним из китайских национальных символов. В конце для ребята последовали китайской новогодней традиции – обменялись подарочными красными конвертами хунбао (红包), которые они сделали своими руками, пожелав друг другу «新年快乐!» («Весёлого нового года!»).

Ровбель И.И., Карпейко В.Е.  на базе оздоровительного лагеря «Планета» ГУО «Прилукская СШ» были проведены английские лагеря  в двух форматах (онлайн и оффлайн) по следующим темам: «AcademyofSuperheroes», «CampTravel», «AroundtheWorld», «SkillsforSuccess. XXICenturyEdition». За это время участниками лагерей стали более 100 учащихся в возрасте 9-17 лет. Во время проведения лагерей усилия педагогов были направлены не только на развитие языковых навыков участников лагеря, но и на формирование компетенций 4K: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. Формирование этих компетенций осуществлялось через широкий спектр проводимых мероприятий, которые предполагали различные виды и формы организации деятельности в лагере.

Участники лагеря учились креативности через работу в команде. Даже такие простые мероприятия как совместная работа над постановкой, песней или танцем требуют от подростков открытости и готовности принимать чужие точки зрения. Еще одним важным аспектом креативности является умение видеть прошлые неудачи как возможность узнать что-то новое: участники лагеря понимают, что креативность – это навык, который приобретается в процессе взлетов и падений. В оффлайн лагере примером мероприятия, направленных на развитие креативности стали сессии по изучению танцев различных национальностей, составление сказок в духе национальных традиций, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд, дизайн-мастерские «Футболка супергероя», «Браслет дружбы», арт-проекты «Дикие животные», «Арт-мозаика», природные коллажи, музыкальные диктанты и др..

С самого первого момента пребывания в лагере у участников появляется возможность отточить свои навыки коммуникации. В ходе мероприятий (подготовка командных/парных презентаций и их представление, создание совместных постеров, прохождение квестов, игры «Прогулка доверия», «Карусель», арт-проекты и др.) подростки учатся говорить перед аудиторией, делиться информацией, а также слушать своих сверстников. Навыки коммуникации продолжают формироваться даже тогда, когда сами участники лагеря не подозревают об этом: во время прослушивания инструкций от вожатых, общения во время перерывов, участия в активностях лагеря.

Деятельность онлайн-лагеря также была направлена на создание условий для личностного роста учащихся. В течение пяти дней учащиеся развивали такие навыки как умение взаимодействовать с окружающими и работать в команде, лидерство, творческое и критическое мышление, управление собственным временем. Участие в онлайн-занятиях способствовало развитию компьютерных навыков, так как подростки работали с большим количеством онлайн ресурсов и веб-инструментов (Zoom, GoogleJamboard, GoogleSlides, Quizziz, Kahoot, Mentimeter и др.). Приглашенные спикеры поделились своими знаниями и историями успеха: «Как набрать 100 баллов на централизованном тестировании», «Волонтерские программы и их значимость», «Выбор персонального образовательного маршрута». Рабочим языком лагеря являлся английский, что позволило учащимися повысить уровень владения иностранным языком.

Эффективность формирования навыков оценивалась с помощью входного и выходного контролей, а также через проведение бесед и интервью с участниками английского школьном лагеря. Результаты показывают, что после прохождения смен, дети и подростки чувствуют себя более уверенно, повышают свой уровень способности к коммуникации и кооперации, а также предпринимают шаги по определению своего будущего.

Педагоги, работавшие в лагерях на базе ГУО «Прилукская СШ», являются частью команды проекта English BY Camp, цель которого – создание поддерживающей среды для школьных учителей английского языка, организовывающих английский школьный лагерь на каникулах. Команда English BY Camp занимается написанием готовых программ тематических лагерных смен, проведением вожатских тренингов для учителей, просветительской работой среди школьных учителей и школьной администрации, а также созданием и поддержкой онлайн сообщества EnglishBYCamp для школьных учителей английского языка в социальной сети Facebook.

Компетенции 4К сегодня приобретают особое значение, так как эти знания нельзя почерпнуть из учебника или овладеть ими, сдав тест или экзамен. Участие в описанных нами лагерях создает для участников возможности, используя которые, они могут получать знания, планировать свою деятельность и ставить цели, понимать себя, оценивать свои силы и определять интересы, стремиться к саморазвитию и самообучению. Все это является залогом успешного будущего для гражданина XXI столетия.Успех года 2022

Видеоролик «Калечина-Малечина» по роману Е.Некрасовой,  стал практическим результатом исследовательской работы учащейся ХI класса Шидловской Марии (руководитель: Черная Н.М.); ролик размещен на сайте школы, в школьном Инстаграм, на сайте писательницы Е.Некрасовой, демонстрируется на общешкольных родительских собраниях. Исследовательская работа «Кто спасет Чучело?» (тема буллинга в романе Е.Некрасовой «Калечина-Малечина» и повести В.Железникова «Чучело»: сопоставительный анализ)” награждена дипломом I степени на республиканском этапе конкурса исследовательских работ учащихся. Трансляция полученного эффективного опыта в рамках международной научно-практической конференции молодых исследователей  "Альфа-22" г, Гродно (онлайн-доклад 17.02.2022); диплом I степени и  выступление учащейся ХI класса Шидловской Марии на 73-й научно-технической конференции учащихся, студентов и магистрантов БГТУ "Мой первый шаг в науку" (подсекция «Русское языкознание и литературоведение»). Подготовлены к печати и опубликованы в журнале “Бярозка” материалы “Формула і псіхалагічныя вытокі сюжэта булінгу ў літаратуры для падлеткаў” (№1/2022 (1124).

Ученик года   - Шидловская Мария

Итоги: диплом I степени республиканского этапа конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования, диплом I степени областного этапа конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования Минской области-2021, Диплом I  степени 73-й научно-технической конференции учащихся, студентов, магистрантов БГТУ "Мой первый шаг в науку".

Педагог года  - Черная Наталья Михайловна

Итогами работы являются победы обучающихся и педагога в различных конкурсах и олимпиадах: диплом I степени республиканского этапа конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования, диплом I степени областного этапа конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования Минской области-2021, Диплом I  степени 73-й научно-технической конференции учащихся, студентов, магистрантов БГТУ "Мой первый шаг в науку",  диплом I степени ХI Международного конкурса исследовательских работ/ проектов среди студентов и учащихся «Открываю мир»,  дипломIII степени VI Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!». Публикация «Формула і псіхалагічныя вытокі сюжэту булінга ў літаратуры для падлеткаў» в журнале «Бярозка».

 Инициатива педагогического коллектива посредством реализации различных проектов позволяет постоянно работать в инновационном режиме:

– республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» 2019-2022 гг.

     Школа работает в две смены. Обучение ведется на русском языке. В настоящее время в школе трудятся 71 учитель, из них с высшим образованием – 87 %, имеющих высшую и первую квалификационные категории – 47 %