Разделы сайта

Главная

ТРУДНОСТИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Трудности чтения и письма у школьников

             Школьный  логопед  занимается коррекцией письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
Какие это ошибки?
Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, т.е. ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

                                        
Графические ошибки:

  • ученик заменяет одни буквы на другие – б на д, Е на З, У на Ч, Х на Ж, р на п, п на т, и на у, ш на щ и др. Например, (шляпа – сляпа), (гусь – кусь);
  • пропускает буквы  (зонтик – зотик), (стол – стл);
  • вставляет лишние буквы и слоги (лампа – ланмпа), (марка – мартка);
  • переставляет буквы  (корни – конри), (свет – всет);не дописывает слова (красный – красн), (дорога – дорог);
  • слитно пишет слова и произвольно делит их (дети играли – детииграли), (утюг – у тюг);
  • не определяет границы предложения, т.е. не обозначает на письме начало предложения заглавной буквой и не ставит точку в конце предложения;
  • аграмматизмы на письме– (длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в падеже;
  • зеркальное написание букв.

Ошибки: затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова.


Существуют также логопедические ошибки при чтении, над которыми работает школьный логопед:

  • Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
  • Читает по буквам, медленно по слогам;
  • Не соблюдает логическое ударение;
  • Нет чёткой дикции при чтении;
  • Не может понять и передать содержание прочитанного текста.  

    Каковы причины возникновения этих ошибок?
  • Наследственность.
  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования
  • Двуязычие в семье.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Все это приведет к тому, что ребенку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
  • Несформированность устной речи в дошкольном возрасте. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяя один звук другим. Внимание требует дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на свою речь и речь ребенка, требуйте четкой дикции (особенно во время чтения и письма).
  • Неразвитый речевой (фонематический слух)(8) слух. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным муз. слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по тв.- мягк. : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи.
  • Ошибки возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).

      Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.
          Логопедические ошибки могут быть у детей, как с неправильным, так и с правильным произношением всех звуком, т.е. у детей, которые никогда не обращались к логопеду.