Разделы сайта

Главная

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Нарушения звукопроизношения

Общая характеристика

Нарушения звукопроизношения – это те дефекты речи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться логопеду в своей работе. Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже — ограничить в выборе профессии.

Причины нарушений звукопроизношения:

ü  дефекты строения речевого аппарата (укороченная уздечка языка; неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);

ü  недостаточная сформированность фонематического слуха;

ü  нарушения артикуляционной моторики;

ü  неправильное воспитание речи ребенка в семье («сюсюканье»);

ü  подражание неправильной речи;

ü  двуязычие в семье;

ü  снижение физиологического слуха;

ü  органические поражения центральной нервной системы (внутриутробные поражения плода; родовые травмы, например асфиксии; несовместимость матери и плода по резус-фактору; инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни, например менингиты, энцефалиты; детский церебральный паралич (ДЦП); нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма).

 

«Последовательность работы по коррекции нарушений звукопроизношения»

 

Учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка. Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов:

  1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата(9) (укрепление мышц губ, щек, языка); развитие правильного физиологического и речевого дыхания(9); развитие фонематического слуха (8)(умение слышать и различать звуки речи). Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
  2. Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов. Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
  3. Автоматизация поставленных звуков(10) - один из самых длительных и сложных этапов. Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
  4. Этап дифференциации смешиваемых звуков. Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.

 

 

 

                                                                                                                   Источник: http://nsportal.ru