Нарушения звукопроизношения
Общая характеристика
Нарушения звукопроизношения – это те дефекты речи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться логопеду в своей работе. Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже — ограничить в выборе профессии.
Причины нарушений звукопроизношения:
ü дефекты строения речевого аппарата (укороченная уздечка языка; неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
ü недостаточная сформированность фонематического слуха;
ü нарушения артикуляционной моторики;
ü неправильное воспитание речи ребенка в семье («сюсюканье»);
ü подражание неправильной речи;
ü двуязычие в семье;
ü снижение физиологического слуха;
ü органические поражения центральной нервной системы (внутриутробные поражения плода; родовые травмы, например асфиксии; несовместимость матери и плода по резус-фактору; инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни, например менингиты, энцефалиты; детский церебральный паралич (ДЦП); нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма).
«Последовательность работы по коррекции нарушений звукопроизношения»
Учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка. Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов:
- Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата(9) (укрепление мышц губ, щек, языка); развитие правильного физиологического и речевого дыхания(9); развитие фонематического слуха (8)(умение слышать и различать звуки речи). Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
- Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов. Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
- Автоматизация поставленных звуков(10) - один из самых длительных и сложных этапов. Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
- Этап дифференциации смешиваемых звуков. Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.
Источник: http://nsportal.ru