Разделы сайта

Главная

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

 

Ровбель Ирина Игоревна,

учитель английского языка

ГУО «Прилукская средняя школа»

 

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам формирования медикультуры учащихся через участие в образовательном проекте как одной из форм внеклассной деятельности при обучении английскому языку. Автор представляет цели, задачи, алгоритм реализациипроекта с одноименной темой, а также описывает достигнутые результаты, уделяя внимание основным мероприятиям, направленнымна достижение поставленной цели.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, медиаисточники, информационная безопасность, сеть Интернет.

 

MEDIALITERACYSKILLSDEVELOPMENTTHROUGHEXTRA-CURRILARACTIVITIESIN ENGLISH

 

RoubelIrynaIgorevna

 

Abstract: The article touches upon the issue of media literacy skills development through taking part in the project which is regarded as one of the forms of extra-curricular activities. The author describes aims, objectives and steps taken during the project implementation as well as the results achieved. The author also draws the reader’s attention to the main activities which have contributed into acquiring media literacy skills by teenagers.

Key words: media education, media literacy skills, media sources, information security, the Internet

 

Современный период развития всех странотличаетсястремительнымизменением всех сфер общественной деятельности и сознания. В условиях современного общества становится очевидной важность навыка восприятия огромных потоков информации, умение ориентироваться в них. Всё это может обеспечить медиаобразование, призванное выполнять уникальную функцию – подготовку людей к жизни в информационном обществе.

Ввек цифровых технологий и информационных войн, учреждения образованияперестали быть единственными основными источниками знаний. Информация,которую получают дети из медиа, актуальнее, нагляднее, эмоциональнее идоступнее, вместе с тем агрессивнее. [1, с.1] Каждый день подростки сталкиваются с большим количеством медиа: телевидение, радио, журналы, мемы в социальных сетях, компьютерные игры, реклама.Различные виды медиа влияют на наш выбор (выбор продуктов на рынке, выбор университета и образовательного маршрута, выбор карьеры) и, соответственно, влияют на нашу жизнь. [2, с.11] Поэтому современным подросткам важно осознанно потреблять информацию, анализировать ее потоки, критически её осмысливать и, как следствие, осуществлять выбор, принимая во внимание все возможные альтернативы. Для этого им необходимо владеть одними из ключевых навыков в цифровом веке – практическими навыками работы с медиа.

Осознание сегодняшних реалий явилось причиной анализа внутренних и внешних условий, который, в свою очередь, выявил следующее противоречие:несмотря на большое количество источников информации и их влияние на подростков, в учреждениях образования отсутствует предмет, помогающий учащимся овладеть навыками работы с медиа.

Именно поэтому я заинтересовалась вопросом: как сделать медиаобразование одной из составляющих обучения учащихся английскому языку. Решением стало обучение основным навыкам работы с медиа в рамках участия учащихся во внеклассной деятельности по английскому языку, а именно – в проекте “MediaLiteracyforMe” («Медиаграмотность для меня»).

Проект «Медиаграмотность для меня» реализовывался в трех учреждения образования Республики Беларусь при поддержке программы Малых грантов AlumniTIES, финансируемой Бюро по вопросам образования и культуры Государственного департамента США.

Целью проекта явилось формирование медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по английскому языку.

Для осуществления этой цели необходимо было выполнить ряд задач:

  • обеспечить мотивацию учащихся к изучаемой теме;
  • подготовить необходимые ресурсы для обучения учащихся;
  • способствовать овладению практическими навыками по работе с медиа и, как следствие, способствовать улучшению учебных результатов;
  • сформировать у школьников устойчивую познавательную мотивацию к предмету изучения;
  • стимулировать творческую деятельность учащихся;
  • создать условия для максимального развития способностей обучающихся, удовлетворения их потребностей и интересов
  • создать условия для успешного взаимодействия учащихся из разных регионов Республики Беларусь.

Ключевая идея проекта состояла в обучении учащихся основам медиакультуры на английском языке, что позволит учащимся не только овладеть навыками работы с медиа, но и повысить свой уровень владения иностранным языком.

Реализация проекта проходила в несколько этапов:

  Подготовительно-организационный этап:в ходе данного этапа определялись основные направления деятельности по формированию медиакультуры учащихся, проводилась диагностика и анализ уровня владения навыками по работе с медиа, оценивалась готовность учащихся и их законных представителей к реализации проекта;

Реализационный этап:в течение этого этапа разрабатывались учебно-методические материалы, наращивался комплекс ресурсов по формированию медиакультуры учащихся, проводились мероприятия, направленные на достижение цели проекта;

Этап обобщения результатов деятельности:в ходе этого этапа полученные результаты интерпретировались и обсуждались, сравнивались результаты   исходного   и   конечного   состояний;

Наэтапе подведения итогов педагогического проектабылисформулированы выводы в соответствии с целями и задачами, разработаны практические рекомендации по формированию медиакультуры учащихся при обучении английскому языку.

 

Рис. 1. Мероприятия в рамках проекта “MediaLiteracyforMe

Первая встреча проекта «Медиаграмотность для меня» состоялась при участии Лесли Гибсон, стипендиата программы «Фулбрайт». Участники проекта оценили уровень своей вовлеченности в медиаисточники, обсудили степень влияния медиа на жизнь современных людей, а также составили список причин, которые доказывают, почему человеку, живущему в XXI веке необходимо владеть навыками работы с медиа. Одним из ключевых мероприятий тренинга стал анализ новостей из аутентичных источников с использованием алгоритма E.S.C.A.P.E. от Музей журналистики и новостей США. Участники проекта не только расширили свои знания в сфере медиаграмотности, но и пообщались с носителем языка, что позволило им повысить свой уровень английского, который был рабочим языком встречи.

Учащиеся трех школ прошли 6-недельный онлайн курс обучения на платформе Edmodo.  Курс был создан координаторами проекта и познакомил подростков с такими понятиями, как медиа, цифровая грамотность, безопасность в цифровом пространстве, плагиат и авторское право, правила поведения в социальных сетях, реклама и основные приемы привлечения внимания.

В ходе реализации проекта были организованы визиты на Белтелерадиокомпанию, встречи с сотрудниками отдела Информации, образования и культуры посольства США. В рамках этих встреч учащиеся узнали об основных принципах фактчекинга, распознавания фальсификации и манипулятивных приёмов в цифровых материалах и способах их изоблечения, узнали больше о том, как создаются телепередачи. проследили историю от самой первой радиостанции на территории Беларуси до основания современных телеканалов.

В течение всего проекта подростки поддерживали связь друг с другом посредством Skype сессий, а также делились новыми знаниями и навыками со всеми желающими, выступая на информационных и классных часах в рамках реалиации подхода «Равный обучает равного».

Финалом проекта стал образовательный тренинг, который предоставил участникам возможность проанализировать достигнутые результаты. Подростки определяли фейковые фотографии, анализировали аккаунты знаменитых людей в социальных сетях, оценивали новостные статьи с позиции полученных знаний. Участники проекта приняли участие в опросе, который позволил сравнить достигнутые результаты с исходными данными. Во время финального тренинга педагоги и участники проекта обсудили возможные дальнейшие шаги по его развитию, а также способы повышению уровня собственной медиакультуры.

Основным показателем успешности реализованного педагогического опыта являются его результаты, которые анализировались в соответствии с критериями и показателями эффективной реализации опыта:

  • уровень медиакультуры учащихся;
  • степень вовлеченности учащихся в обучающий онлайн-курс и его эффективность;
  • создание учащимися собственных интеллектуальных продуктов в виде различного медиаконтента;
  • накопленный позитивный опыт работы по данной проблеме у педагога, транслирование наработанных материалов на различных уровнях.

  Были достигнуты следующие результаты:

  • повысился уровня медиакультуры учащихся (контролировался с помощью входного и выходного опросов);
  • изменилось качество медиаконтента, создаваемого учащимися (изменение политики ведения социальных сетей учащимся);
  • учащимися были созданы собственные интеллектуальные продукты в виде презентаций, видеороликов и планов-конспектов занятий для обучения сверстников;
  • создана страница проекта “MediaLiteracyforMe” на английском языке в социальной сети Facebook(www.facebook.com/medialiteracyforme/), где регулярно публикуются материалы, направленные на повышение уровня медиакультуры подростков;
  • создан обучающий онлайн-курс “ML.FM” на образовательной платформе Edmodo (https://edmo.do/j/kp6rnv/);
  • создан электронный банк материалов по теме «Медиаобразование»
  • опыт формирования медиакультуры через внеклассную деятельность по учебному предмету «Английский язык» транслировался на различных уровнях (выступление в рамках педагогических советов, семинаров, мастер-классов, конференций).

Интегрирование в школьную программу внеклассных мероприятий, направленных на формирование медиакультуры учащихся, а также применение медиаобразовательных технологий во время проведения таких мероприятий в рамках предмета «Английский язык»  способствует формированию у учащихся не только навыков речевого общения, но и помогает находить, анализировать информацию; дискутировать на различные темы, выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения; интерпретировать медиатексты; создавать собственный медиапродукт.

В настоящее время многие виды образовательной деятельности происходят вне стен классов. Существует много перспективных технологий,которые обладают наиболее значительным потенциалом для различных областей образования, преподавания и творчества. Поэтому участие в такого рода внеклассных мероприятиях расширяет кругисточников знаний,увеличивает самостоятельность и ответственность подростка за результат образовательной деятельности, способствует формированию коммуникативных способностей, развитию критического мышления и позволяет быстрее усвоить материал.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Яцкевич, А.К. Мы и медиа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://engymn7blog.blogspot.com.by/p/blog-page_11.html – Дата доступа: 29.02.2018
  2. Медиаобразование в школе: формирование медиаграмотности учащихся/ М. И. Запрудский: под ред. М. И. Запрудского – Минск, 2016.
  3. Бондаренко, Е.А. Технологии в сфере медиакультуры. Методическое пособие/ Е.А. Бондаренко. – М., 2001.
  4. Засим, О. А. Медиакультура: сущность, значение, внедрение в систему современного образования/ О. А. Засим //Адукацыя i выхаванне. – 2015. – № 8. – С. 7.
  5. Лапкин, В. С. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы / В. С. Лапкин. – 2019
  6. Структура ИКТ – компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. – Редакция 2. 0. Русский перевод, 2011.
  7. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность / А. В. Федоров. – Таганрог, 2004.

© И.И. Ровбель, 2020