Разделы сайта

Главная

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ровбель Ирина Игоревна,

учитель английского языка

ГУО «Прилукская средняя школа»

 

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам развития учреждения образования через реализацию инновационного проекта. Автор представляет опыт реализации инновационного проекта по созданию медиацентра учреждения образования, описывает результаты, достигнутые субъектами образовательного процесса, уделяя внимание основным мероприятиям, способствовавшимразвитию учреждения образования.

Ключевые слова: медиацентр, метапредметные компетенции, инновационный проект, творческая деятельность, информационная культура, медиапродукты.

 

EDUCATIONAL INSTITUTION DEVELOPMENT THROUGH INNOVATIVE PROJECT IMPLEMENTATION

 

RoubelIrynaIgorevna

 

Abstract: The article touches upon the issue of educational institution development through innovative project implementation. The author presents a school media centre as well as the aims and steps taken during the project implementation. The author also draws the reader’s attention to the main activities which have contributed into the development of the educational institution.

Key words: media centre, metasubject competencies, innovative project, creativity, information literacy, media products

 

 

 

На сегодняшний день усиленная глобализация влияет на изменение всех сфер жизни государства, динамика общественно-экономических процессов выдвигает новые требования к учреждениям образования и педагогам. Одним из этих изменений является важность формирования и развития метапредметных компетенций учащихся на всех ступенях общего среднего образованияю В постоянно изменяющихся условиях владениеметапредметными компетенциямиприобретает ключевую роль на пути к достижению успеха: их обладатели имеют высокую профессиональную и личностную мобильность, они ориентированы на социальную успешность и поиск эффективных средств по ее формированию.

Метапредметные компетенции  – это освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Одним из способов формирования и развития метапредметных компетенций учащихся является организации творческой проектной медиадеятельности на основе функционирования медиацентра учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта.  Инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» реализуется на базе ГУО «Прилукская средняя школа» с 2019 года.

Под формированием метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования понимается педагогическая деятельность, в ходе которой педагог создает условия для формирования ценностно-смысловых, информационных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций учащихся в процессе творческой проектной деятельности.Медиацентр учреждения образования обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной, ответственной личности и ее успешной социализации не только в рамках учреждения образования, но и в открытом образовательном пространстве. Учащиеся реализуют себя в творческой проектной деятельности на материалах медиа и с помощью медиа. Участие учащихся в деятельности медиацентра также способствует повышению уровня информационной и медиаграмотности, создает условия для профессионального самоопределения.

Структура деятельности медиацентра включает в себя выпуск печатных изданий учреждения образования, телевидения, электронных изданий, включение медиакомпонента в структуру учебных занятий, работа объединений по интересам, проведение тематических классных и информационных часов.

На данный момент «Прилукская средняя школа» находится на практическом этапе релизации инновационного проекта. Завершены подготовительный (сентябрь 2019 г. – октябрь 2019 г.) и  рефлексивно-диагностический этапы (ноябрь 2019 - декабрь 2019). На данных этапах было оценено состояния готовности коллектива к работе в инновационном режиме, проанализировано ресурсное обеспечение, сформирована инновационная команда, созданы информационные страницы инновации в социальных сетях, организовано сетевое взаимодействие участников инновационной деятельности с целью кооперации в области формирования педагогического опыта, организовано   обучение педагогов, организована работа  постоянно действующего семинара «Творческая проектная деятельность как средство формирования метапредметных компетенций учащихся».

Практические этап включает в себя научно-методическое консультирование и методическое сопровождение всех участников инновационной деятельности; проведение систематических образовательных мероприятий; создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов; создание творческой группы педагогов-исследователей по теме проекта; разработку мероприятий, направленных на формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе системной деятельности медиацентра учреждения образования; поэтапный мониторинг эффективности модели.

Реализация инновационного проекта в школе по внедрению модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра обеспечила получение положительных результатов, которые определены и подтверждаются показателями результативности соответствующих критериев. Работа школы в инновационном режиме позволила сохранить положительную динамику качества образования в образовательном процессе по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература», «Английский язык». Качество знаний учащихся по вышеупомянутым предметам повысилось в среднем на 2,5%. Сравнительный анализ учебных достижений учащихся за 2019-2020 учебный год и первую четверть 2020-2021 учебного года показывает положительную динамику по многим учебным предметам. Все учащиеся классов, участвующие в инновационном проекте, показали положительные результаты учебной деятельности.Результаты анкетирования учащихся показывают, что у 76% учащихся, включенных в инновацию, повысился уровень мотивации к обучению благодаря использованию сетевого взаимодействия во внеурочной деятельности.Сформировано положительное отношение к использованию сетевых ресурсов (тесты, игры, проекты) в образовательном процессе среди законных представителей учащихся. 

Участие в инновационном педагогическом проекте позволяет педагогам транслировать опыт своей деятельности на различных уровнях:международном (Международный научно-методический конкурс «Педагогическое призвание», публикация в сборнике конкурса «Формирование медиакультуры учащихся через участие во внеклассной деятельности по учебному предмету «Английский язык»; III Международная научно-практическая конференцию «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», публикация «Медиаобразование как одно из направлений непрерывного профессионального развития педагогов XXI века»);областном (вебинар для учителей иностранного языка Минской области «Медиаграмотность и информационная культура педагога как условие его профессионального развития»).

Учащиеся, включенные в образовательный проект, также активно принимают участие в различного рода проектах и конкурсах: II Международный учебно-исследовательский конкурс «YOUTH FOR SCIENCE 2020» (проект «Medialiteracyforyou. MedialiteracyskillsdevelopmentintheprocessoflearningEnglish», Проект трансграничного сотрудничества «Togetherforgreneertomorrow», результативное участие в школьном и районном этапах конкурса исследовательских работ учащихся.

Одним из направлений работы медиацентра является ведение социальных сетей и создание собственных медиапродуктов. Учащиеся регулярно освещают события, происходящие в рамках школы и за ее пределами. Среди публикаций, получивших наибольший отклик у аудитории можно отметить следующие темы: публикация об акции «Собака – друг человека, кот – украшение жизни», творческий проект «Твой друг ждёт тебя», сюжет на экологическую тему «Проект GreenMile», обзор участия в Международном дне уборки WorldCleanUpDay 2020, Неделе леса, отзывы на участие в лингвистическом отряде на базе летнего и осеннего школьного лагеря «Планета».

Медиацентручреждения образования популяризируетзнания в области медийной и информационной грамотности, знакомит с новыми ресурсами, обучает их использованию, способствует созданиюусловий для проявления учащимися своих творческих способностей.

Участие учреждения образования в реализации инновационного проекта положительно влияет на все субъекты образовательного процесса: педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства в области организации творческой проектной деятельности учащихся, применения компетентностного подхода;  учащиеся формируют и совершенствуют метапредметные компетенции; находит отклик запрос законныхпредставителейна удовлетворение образовательных потребностей ребёнка, формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Участие учреждения образования в инновационной деятельности позволяет решить одну из главных задач современной школы –  обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, вооружить его таким важным умением, как умение учиться, что является условием достижения высокого качества образования.

Список литературы

  1. Медыяадукацыя ў школе: фарміраваннемедыяграматнасцівучняў: дапаможнік для настаўнікаў / М.І. Запрудскі, А.А. Палейка, А.У. Радзевіч, Т.П. Мацкевіч і інш.; падрэд. М.І. Запрудскага. – Мінск, 2016. – 334 с.
  2. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 64 с.
  3. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности – Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Москва, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf – Дата доступа: 15.12.2020
  4. Федоров, А.В.  Медиаобразование: вчера и сегодня /  А.В.Федоров // М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009.  – 234 c.

© И.И. Ровбель, 2020