Разделы сайта

Главная

Английский школьный лагерь как инструмент формирования навыков XXI века

 

Ровбель Ирина Игоревна, член команды english BY camp,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

Место работы: Государственное учреждение образования «Прилукская средняя школа»

 

XXI век – уникальное время, которое требует от всех субъектов образовательного процесса быстрых и эффективных реакций на события, происходящие в современном обществе. Мир вокруг нас стремительно меняется, соответственно, меняются и навыки, которые являются составляющими успеха выпускника школы. Если ранее такими навыками являлись чтение, письмо и арифметика, то сегодня к этому списку добавляются навыки нового качества, такие как критическое мышление, креативность, умение взаимодействовать с окружающими и работать в команде, лидерство, умение работать с изменениями и достигать результата и др. Соответственно, перед учреждениями образования ставятся задачи не только формирования предметных знаний, но и формирования навыков XXI века. Выполнение этих задач в рамках учебного занятия часто является невозможным ввиду дефицита времени, отводимого на освоение содержания программного материала. Одним из способов решения этой проблемы может стать проведение языковых лагерей на базе школ; лагерей, которые создают благоприятные условия для формирование навыков XXI века. В данной статье рассматривается обобщенныйопыт проведения английских лагерей в школах Беларуси при поддержке проекта english BY camp, а также опыт педагогов ГУО “Прилукская средняя школа”.

Участие в языковых школьных лагерях имеет ряд преимуществдля детей, которые в них участвуют, например:

  • участники лагеря участвуют в разнообразной деятельности вне стен класса, что позволяет им приобрести новый опыт;
  • отсутствие атмосферы «учебного занятия» позволяет повысить уровень вовлеченности и мотивации участников лагеря;
  • элементы новизны, которые проявляются как в формате деятельности, языковой и неязыковой, так и в ролях, в которых дети участвуют в ней, оставляют положительные воспоминания о лагере;
  • общение происходит в неформальной обстановке, что позволяет участникам лагеря проявлять и развивать способности, не только академические;
  • языковые навыки участников английского школьного лагеря являются не объектом оценивания, а инструментом взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Кроме этого, организация деятельности детей в языковом лагере формирует и развивает базовые навыки XXI века:

-          коммуникацию,

-          кооперацию,

-          креативность,

-          критическое мышление.

Отличий между учебным занятием по предмету «Английский язык» и языковым школьным лагерем очень много, и одно из них – разные роли педагога. На школьном уроке с детьми работает взрослый в качестве учителя (teacher), а в лагере с ними – вожатый (camp counsellor). Хотя обе роли – педагоги, но разница между ними огромна.  Вожатый в языковом лагере не учит и не оценивает академические успехи детей. В используемом нами формате английского школьного лагеря нет обучения языку, а есть погружение в него. Основная роль вожатого заключается в организации языковой среды, в которой иностранный язык используется детьми и вожатыми как инструмент для участия в деятельности и для общения. Вожатый работает над созданием коллектива в отряде, создает ситуации, где дети могут проявить свои лидерские качества, делать выбор, принимать решения, самостоятельно выполнять задания и давать друг другу обратную связь. Все эти особенности способствуют формированию навыков XXI века.

В 2019-2022 учебных годах на базе оздоровительного лагеря «Планета» ГУО «Прилукская СШ» были проведены английские лагеря в двух форматах (онлайн и оффлайн) по следующим темам: «Academy of Superheroes», «Camp Travel», «Camp Winter», «Around the World», «Skills for Success. XXI Century Edition». За это время участниками лагерей стали более 130 учащихся в возрасте 9-17 лет. Во время проведения лагерей усилия педагогов были направлены не только на развитие языковых навыков участников лагеря, но и на формированиекритического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. Формирование этих компетенций осуществлялось через широкий спектр проводимых мероприятий, которые предполагали различные виды и формы организации деятельности в лагере.

Навык «коммуникация»

С самого первого момента пребывания в лагере у участников появляется возможность развить свои навыки коммуникации. В ходе мероприятий (подготовка командных/парных презентаций и их представление, создание совместных постеров, прохождение квестов, игры, арт-проекты и др.) подростки учатся выступать перед аудиторией, делиться информацией, а также слушать своих сверстников. Навыки коммуникации продолжают формироваться даже тогда, когда сами участники лагеря не подозревают об этом: во время прослушивания инструкций от вожатых, общения во время перерывов, участия в активностях лагеря.

Примеры форм работы, направленных на развитие навыка коммуникации:

Trust walk (Camp Academy of Superheroes)

Для участия в этой форме работы участники разбиваются на пары или на группы. Одному из участников завязывают глаза, а остальные становятся его проводниками. Задача проводников – довести своего партнера от стартовой до финишной линии, используя только вербальные подсказки и не касаясь его. Место для такой игры должно быть безопасным, например, внутренний двор учреждения образования.

Procedure:

This is a team building activity which can be done in either pairs or groups. One kid is blindfolded and spun around. Move the kid around a few steps so that he or she isn’t in the same exact position as he / she was before. Then have another kid come over and act as a guide. The guide must get the blindfolded kid to get to the finish area – but he / she can’t touch him, and can only give verbal cues. To make the game more difficult, the guide can’t use any directional language. So instead of simply saying “go forward 5 steps, then go left five steps”, the guide can only say directives such as “walk until you step on a branch”, the kid will be guided by the location of the voice of the guide. This game can be mixed up a bit to include multiple players, making it trickier and more competitive.

Hula hoop pass (Camp Jobs)

Участники образуют круг и берутся за руки, у одного из участников находится обруч. Задача команды – передать обруч по кругу, не разрывая цепь из рук. Во время прохождения испытания участники могут направлять друг друга, но все советы и указания озвучиваются только на английском языке

Procedure:

This activity helps kids work on listening, coordinating, and strategizing skills. It works best with smaller campers. Have your campers stand in a big circle. Place a Hula-Hoop on one camper’s arm and have them join hands with the camper next to them. Ask all the other campers to join hands to close up the circle. The objective of the game is to pass the Hula-Hoop all the way around the circle without unclasping hands. Campers will have to figure out how to maneuver their bodies all the way through the hoop to pass it on. They may help each other by giving guidelines in English.

Communication Drawing Activity (Camp Skills for Success)

Финальной целью данного упражнения является демонстрация разницы восприятия одной и той же информации разными людьми. Участники создают изображения, следуя одинаковым инструкциям от педагога, и затем делятся полученными результатами. Как правило, все рисунки будут разными и будут существенно отличаться от оригинала, предъявленного педагогом.

Procedure:

Scatter campers around the room with white boards or paper, markers and wipes. Position them so they can’t see anyone else’s board / paper. No questions may be asked during the activity. Ask  campers to follow the instructions:
            1. Place the paper or board lengthwise on a flat surface.

2. At the bottom of the sheet, draw two small squares approximately 7 cm apart.

3. Inside each square, across the bottom, draw a series of half circles.

4. Draw a large rectangle on top of and connect both squares.

5. On top of the upper right corner of the rectangle, draw a circle whose diameter is the height of the rectangle.

6. If the circle were the face of a clock, draw a large “S” starting at the 5 o’clock position in the circle and extending outside the circle.

7. Draw another “S” parallel to it.

8. Draw another circle in the upper left corner of the first circle – half in the first circle and half out.

9. Starting at the upper left corner of the rectangle, draw another “s” outside the rectangle.

10. Just above the two parallel “S” draw two ovals, one inside the other—the inner one in the lower half of the outer one.

As soon as the campers finish the drawing, ask them to return to their seats and share their drawings with each other. They should have drawn a stylized elephant. Discuss the problems encountered throughout the activity, the importance of all the components of effective communication and how they are essential for good communication.

Famous Pairs (Camp Academy of Superheroes)

Данная форма работы учит задавать “правильные вопросы” с целью получения требуемой информации, а также позволяет участникам отработать навыки постановки различных типов вопросов на английском языке.

Procedure:

Together with campers create a list of well-known famous pairs (Thor and Loki, Romeo and Juliet, Superman and Lois Lane, fish and chips, etc.). The pairs could be connected with the topic of your camp.  Each participant should receive a post-it-note with one half of a famous pair on their back.

Moving throughout the room, with only three questions per person, the participants try to figure out who the person is on their back. The rules for asking questions may vary according to the types of questions you want campers to practice (tag questions, special questions, etc.).

Once the person has discovered who they are, they need to find their partner. If the other partner has not figured out his / her identity, they must not reveal themselves until they know.

Навык «кооперация» (также его называют «коллаборация»)

Игры на сплочение коллектива, уборка территории или класса, подготовка творческих номеров – все эти мероприятия направлены на формирование у участников навыка кооперации. Дети учатся быть гибкими и идти на компромисс, чтобы добиться поставленной цели. Желание разделить ответственность, работать совместно и оценивать вклад друг друга в общее дело обязательно должно поощряться вожатыми.

Примеры форм работы, направленных на развитие навыка кооперации:

Dictation Race (Camp Winter)

Участники работают в группах по 3-4 человека, каждому из которых достается одна из ролей: “бегун”, “секретарь” либо “корректор”. Роли меняются в каждом раунде по знаку вожатого. Задача команды – правильно воспроизвести текст, расположенный вне видимости участников. “Бегуны” бегут к своему тексту, читают и запоминают часть его, “секретари” записывают текст, а  “корректоры” исправляют ошибки. Соревнование закончено, когда все команды справились с заданием. Тексты проверяются, за каждую ошибку начисляется один штрафной балл. Побеждаеткомандаснаименьшимколичествомштрафныхбаллов.

Procedure:

Campers work in groups of 3-4 people. In each group, they choose the Runner and the Secretary. The other members of the group are the Correctors. These roles are for the first round. They will rotate every time the camp counsellor claps their hands.

Place the copies of the “Dictation race” on the walls at some distance from the groups. Each group has their own text. The task for the groups is to copy the text from “their” text onto the A4 sheet of paper.

The rules are: the Runner’s job is to RUN to “their” “Dictation race” text, read a part of it, remember it, RUN back to their team and report the part of the text word for word. The Secretary's job is to write down what they hear. The Correctors’ job is to check the text for spelling mistakes.

Every round, the roles rotate. When the texts have been copied, the groups present them to the camp counselor for approval. The groups get one point for each mistake. The winner is the group that collects the least number of points.

Scavenger Hunt (Camp Winter)

Смысл игры заключается в том, что участники (в нашем случае – команды) должны за определенное время найти и собрать предметы из заранее составленного списка. За каждый найденный предмет команды получают очки. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков, т.е. найдет большее количество предметов за ограниченное время. В программе Camp Winter участники искали на предназначенной для них территории школы объекты, которые начинались бы на буквы изучаемой страны – Финляндии (F-I-N-L-A-N-D). Найдя эти объекты, участники лагеря должны были сделать фотографии с этим объектом и записать его в список.

Procedure:

Campers do the activity in groups of 4-5 people. “Divide“ the school building into sections, the same number as groups, e.g., if you have 2 groups of campers, there should be 2 sections, for example, the first floor and the second floor, or the left wing and the right wing of the school building.

Option 1. Find the objects

In “their” section of the school building, campers look for the objects that start with the letters F, I, N, L, A, N and D. Campers take a group selfie near each of the objects. Campers write down the words for the objects.

Option 2. Find the gnomes

Round 1. Campers hide their gnomes in their part of the school. The rule is that the gnomes should not be placed inside any containers, i.e. they can be visible without touching any objects. Campers take photos of each gnome they hide. Set the time limit (5-7 min).

Round 2. Campers swap the parts of the school. They go to another group’s territory. In the time limit that you provide (5-7 min). Campers collect the gnomes and bring them to the meeting point at the end of the time limit.

Ice Labyrinth (Camp Winter)

Участники лагеря проходят “лабиринт”, запоминая правильную последовательность шагов. Упражнение считается законченным, когда вся команда успешно пересекла финишную линию. Участники могут направлять друг друга, используя подсказки на английском языке.

Procedure:

Before the activity, draw a 5x7 grid (no numbers, empty spaces) on the floor or any other surface. Ideally the spaces should be 50x50 cm. If it's impossible, you can make them smaller, but large enough so that one person can stand inside each. Mark START and FINISH. Put a chair at FINISH. Draw a 5x7 grid on paper for yourself. Don't show it to campers. Plot a path from START to FINISH. Make it more complicated than just straight lines.

Campers work together, as one team. First, the team should solve the labyrinth and remember the path. Then, each camper has to go through the labyrinth. The activity finishes when everyone reaches the end of the labyrinth.

Rules:

● When a camper starts the labyrinth, everyone else stands around the grid and helps the peer giving directions in English. If the campers use the Russian language, you can “fine” them (make them go to the START line or go back a few steps).

● No speaking is allowed.

● No tools (e.g. pieces of paper) can be used.

● When a camper steps on a wrong square, they go back and miss the turn.  More complicated version: they go back by stepping on the right squares.

● Only one player may enter the labyrinth at one time.

Camp counsellor stands at FINISH with the grid. The counsellor compares each step that campers make with the grid. If there’s a mistake, the counsellor says, “Stop, Go back.”

Part 1. The team is looking for the solution (discovering the path). They send team members one by one into the labyrinth and remember the “right” steps until they discover the whole path.

Part 2. Each team member follows the steps of the solution. The team members help each member.

Magic Carpet (Camp Travel)

Данная игра способствует сближению между членами команды и координации их действий. Участники учатся доносить до своих сокомандников свое мнение, а также развивают умение “слышать” друг друга. Всеобсуждениявнутригруппыпроходятнаанглийскомязыке.

Procedure:

Ask campers to stand on the “magic carpet(s)” (blanket or similar). Once everyone is standing on it, tell the campers that they are going on a magic carpet ride to India, that they have risen 100 feet above the ground and that to start the journey they are to flip their magic carpet over, but they are to do so without anyone stepping off the magic carpet. It is a very fun and challenging task.

Option 1. The whole group stand on one magic carpet (a large blanket).

Option 2. Campers do the activity in 4 groups. They stand on 4 blankets, or yoga mats, or similar “magic carpets”.

Note: Do not help campers by suggesting them the ways to solve the problem. Just observe. There are different ways, and there are no incorrect ones. They should collectively come up with the right decision discussing everything in English.

Навык «креативность»

Участники лагеря учатся креативности через работу в команде. Даже такие простые мероприятия как совместная работа над постановкой, песней или танцем требуют от подростков открытости и готовности принимать чужие точки зрения. Еще одним важным аспектом креативности является умение видеть прошлые неудачи как возможность узнать что-то новое: участники лагеря понимают, что креативность – это навык, который приобретается в процессе взлетов и падений. В оффлайн лагере примером мероприятия, направленных на развитие креативности стали сессии по изучению танцев различных национальностей, составление сказок в духе национальных традиций, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд, дизайн-мастерские «Футболка супергероя», «Браслет дружбы», арт-проекты «Дикие животные», «Арт-мозаика», природные коллажи, музыкальные диктанты и др.

Примеры форм работы, направленных на развитие навыка креативности:

Nature collage (Camp Academy of Superheroes)

Участникам предлагают написать прилагательные, используемые для описания окружающего их мира (используются прилагательные, которые были ранее изучены). Затем участники должны найти предметы, соответствующие этим прилагательным, и создать из них собственный арт-объект, например, коллаж. Вфиналекаждыйизучастниковпредставляетсвойколлаж.

Procedure:

Pass out a sheet of paper to every student. Instruct your campers to divide the paper into four parts and write one of the previously learned adjectives in each box.

Give the campers 10 minutes to find as many materials as they can which can be described with the help of their 4 adjectives. Campers glue their materials to the corresponding adjectives creating a kind of a piece of art. Then they present their works and describe them.

Extra: you may have a gallery walk where campers vote for the best collage.

Make your own music (Camp Jobs)

            Вожатый раздает “ноты”, где каждая из простых фигур обозначает какой-то звук (например: звезда – хлопок, треугольник – щелчок пальцами и т.д.). Ноты вывешиваются на всеобщее обозрение. Задача  участников – в группе создать собственную музыку, используя существующие ноты.

Procedure:

            The camp counsellor creates symbols and denotes the sounds they mean. For example, a star symbol means ‘clap”, a circle means “stomp your foot”, a triangle means “hit the desk”, and a square means “snap your fingers”. Put these instructions on the board and get campers to compose their own music, using only the symbols.

Campers work in groups. Then they display their music sheets on the board while the others follow the “notes” to play the music.

Diorama shows (Camp Jobs)

Диорама представляет собой тематическую объёмную картину с подвижными деталями, которые можно доставать и раскладывать по своему усмотрению. В программе Camp Jobs участникам лагеря предлагается создать диораму на тему одной из изученных профессий. В процессе создания диорамы участники могут использовать различные материалы (природные материалы, пластилин, иллюстрации и другие мелкие объекты).

Procedure:

Stage 1. Making diorama

For your reference: Dioramas are small scenes created of layers of materials, all depicting a similar concept or theme.

Divide campers into 3 groups. They choose one job (engineer, driver, cook). Each group makes one diorama to represent “their” job. Suggested materials for making dioramas include big cardboard boxes, boxes of various sizes, paper, coloured paper, cardboard, glue, scissors, crayons, pencils, markers, any other available and appropriate materials, small objects, and pictures.

How to make a diorama (guidelines for campers):

1. Make a rough sketch of your ideal diorama. Think of the composition of the piece, and the layout of all the objects.

2. Create your background first. Begin at the back of the container and work your way forward, adding layers of details and images to create depth in your scene.

3. Build up the ground or landscape.

4. Add details to make the scene realistic.

5. Set up the miniatures, if applicable.

6. Glue everything down when you are happy with the arrangement.

Stage 2. Presenting dioramas

Campers present their dioramas and give feedback on each group’s work.

Storytelling in the African style (Camp Travel)

Cторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.  В программе Camp Travel мы предлагаем участникам самим стать рассказчиками историй в африканском стиле.

Procedure:

Before the session: Watch these examples of an African storytelling session. Pay attention to the way the storyteller uses the space, her voice, the props (including the clothes), how she “works” with the audience.

Part 1 - https://www.youtube.com/watch?v=0L-TpcdwI9Q

Part 2 - https://www.youtube.com/watch?v=HAPBqvVcV2M

Part 3 - https://www.youtube.com/watch?v=STjzgayzRi0

If you know a better story that you can tell, great. If you like Princess Ayo’s one, listen to it several times, write a script if you need, practice reading it, and learn it. Rehearse telling the story. Try to imitate Princess Ayo.

Think about activities that you can use before, during and after your storytelling so that your listeners are engaged in the process (and if they are, they will learn more!).

Suggested activities for the teams:

• asking listeners for predictions / checking predictions,

• engaging listeners into the telling of the story, for example, making a pause before a line that is repeated in the story,

• group or individual retelling of the story; teacher can fill in the gaps when learners encounter difficulties,

• games based on the story,

• drawing illustrations for the story, or a comic strip,

• making mini books,

• performing a play.

During the session: Tell the story. Involve campers in before, during and after storytelling activities.

Навык «критическое мышление»

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем мире. Информация, получаемая участниками лагеря во время тематической смены, позволяет им сравнивать и анализировать информацию, оценивать проблемы и рассматривать их со всех сторон, видеть ситуацию в контексте других событий, следить за её развитием во времени.

Примеры форм работы, направленных на развитие навыка критического мышления:

Real or fake? (Camp Skills for Success)

            Участники объединяются в команды, каждая из которых получает новость либо  историю, связанную с изучаемой темой. Команды должны определить, является ли она подлинной и привести аргументы. Их заключения должны быть основаны на результатах анализа деталей предложенного материала. Для выполнения этого задания командам необходимо воспользоваться интернетом. Для поиска “фейковых” новостей можно воспользоваться англоязычным ресурсом https://www.theonion.com

            Procedure:

Divide the campers into groups of 3-4. Each group gets the link to the website about the Pacific Northwest Tree Octopus (you can choose any other article or website related to your topic). Set the time limit for campers to explore the source and draw a conclusion whether it is real or fake.

The campers present their ideas and justify their opinion.

The camp counsellor reveals the answer (the Pacific Northwest Tree Octopus does not exist).

My Media Landscape (Camp Skills for Success)

            Участники анализируют свое взаимодействие с различными видами медиа, заполняя предложенную таблицу (она включает в себя различные виды медиаисточников: книги, радио, телевидение, интернет). После заполнения таблицы они принимают участие в дискуссии, которая предлагает им ответить на вопросы о роли медиа в их жизни.

Procedure:

Each of the campers gets a copy of “My Media Landscape” and calculates the amount of time he / she spends interacting with different media sources.

Then campers are divided into groups of 4-5. They share results and discuss the following questions:

      ●       How are your results different from the ones of your peers? 

      ●       What is surprising about your media landscape?

      ●       How much time do people in your group spend interacting with the media?

      ●       What are the aims of your using media?

      ●       Are the aims of your using media similar to the ones of your peers / teachers / parents?

      ●       What media habits do you want to get rid of?

 

Online Safety Toolkit (Camp Skills for Success)

            Участники лагеря получают список предметов, которые, на первый взгляд, никак не связаны с цифровой безопасностью: например, зубная паста и зубная щетка, мыло, замок, перманентный маркер, семена. Задача команд представить правило цифровой безопасности, связанное с данным предметом. Например: зубная щетка, как и пароль, является персональной вещью, которой нельзя ни с кем делиться. Отличительной особенностью данной формы работы является то, что здесь не существует правильных или неправильных ответов, и любой ответ принимается при разумной аргументации со стороны команд.

            Procedure:

            The campers are divided into groups of 3-4. Each group gets a set of objects or a photo of them. Working in groups the campers should come up with the ideas on how these objects are connected with the rules of staying safe online.

 

Set the time limit. After the discussion, the campers present their ideas. Other campers comment on the content.

Note: There are no right or wrong answers if campers are able to justify their point of view.

Fact vs Opinion (Camp Skills for Success)

Данная форма работы направлена на развитие навыка критического мышления у детей и подростков. Утверждения, предлагаемые учителем, могут быть любыми, исходя из темы программы.

Procedure:

            The campers are divided into groups of 3-4. Each group gets an explanation of the difference between facts and opinions (A factis a statement that can be tested by experimentation, observation, or research and shownto be true or untrue.E.g.: Dogs are mammals; An opinion is a person’s belief, feeling, or judgment about something. It is a subjective or valuejudgment, and it cannot be proven.E.g.: Dogs are the best pets.). The campers are given a list of statements. Their task is to define the statements as facts or opinions.

      •            Drinking orange juice right after brushing your teeth tastes bad. (opinion)

      •            Chicken that has not been properly prepared and cooked may cause salmonella. (fact)

      •            Billie Eilish deserved to win the Grammy for best new artist. (opinion)

      •            Cheating on your boyfriend or girlfriend is wrong. (opinion)

      •            Statistically, women live longer than men. (fact)

      •            Super Mario is one of the greatest video game characters of all time. (opinion)

When the groups are ready, the statements are discussed collectively and the answers are presented. The winning team is the one which defines more statements correctly.

Формирование компетенций 4К сегодня приобретает особое значение, так как их невозможно почерпнуть из учебника или овладеть ими, сдав тест или экзамен. На помощь может прийти языковой школьный лагерь, в котором формирование и развитие этих навыков происходит естественным образом через разнообразную деятельность, организованную преимущественно в группах. Любая из тематических программ, созданных командой проекта english BY camp для английского школьного лагеря, содержит достаточное количество форм работы для сбалансированного формирования каждого из навыков 4К.

Литература

  1. Bialik, M. Meta-Learning for the 21st Century: What Should Students Learn? / M. Bialik, Ch. Fadel. – Boston : Centre for Curriculum Redesign, 2015. – 11 p.
  2. Trilling, B. XXI Century Skills. Learning For Life In Our Times / B. Trilling, Ch. Fadel. – San Francisco ; Jossie Bass : A Wiley Imprint, 2009. – 256 p.
  3. Медыяадукацыя ў школе: фарміраванне медыяграматнасці вучняў: дапаможнік для настаўнікаў / М.І. Запрудскі, А.А. Палейка, А.У. Радзевіч, Т.П. Мацкевіч і інш.; пад рэд. М.І. Запрудскага. – Мінск, 2016. – 334 с.
  4. Фещенко, Т.С. 4 навыка будущего, которые помогут в учебе и карьере. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://media.foxford.ru/4-future-skills/ – Дата доступа: 02.01.2022