Разделы сайта

Главная

Медиаобразование педагогов

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ XXI ВЕКА

Ровбель Ирина Игоревна,

учитель английского языка

ГУО «Прилукская средняя школа»

 

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам медиаобразования как одного из направлений непрерывного образования педагогов в условиях информатизации образования и общества в целом. Автор представляет опыт формирования медиакультуры педагогов через участие в онлайн-курсе, описывает цели, задачи, а также достигнутые результаты.

Ключевые слова:медиаобразование, медиакультура, медиаисточники, онлайн-курс, непрерывное профессиональное развитие.

 

MEDIAEDUCATION AS ONE OF THE AREAS FOR EDUCATORS’ CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

 

Roubel Iryna Igorevna

 

Abstract: The article touches upon the issue of media education as one of the areas for educators’ continuing professional developmentin the context of education and society digitalization. The author describes an online course for Belarusian educators, its aims, objectives and steps taken during the project implementation as well as the results achieved. The author also draws the reader’s attention to the main activities which contribute into acquiring media literacy skills.

Key words: media education, media literacy culture, media sources, online course, continuing professional development

 

Современный человек каждый день сталкивается с большим количеством информации из различных источников: телевидение, радио, журналы, реклама, социальные сети – список может быть внушительным. Проблема в том, что не всегда мы можем оценить достоверность информации и осознать ее влияние на нас. В то же время медиаграмотность является необходимым навыком в цифровом веке, так как различные виды медиа влияют на наш выбор (в образовании, в карьере и т.д.) и, как результат, влияют на нашу жизнь. Именно поэтому специалисты в сфере образования подчеркивают необходимость быть вдумчивыми потребителями информации, формировать навыки критического мышления, умения принимать решения и объяснять свой выбор.

Согласно определению Совета Европы«медиаобразование – обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации». [8].

Среди причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире можно отметить: высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации, идеологическая важность медиа, быстрый рост количества медийной информации, повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях, необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

Педагоги, работающие в современной системе образования, обучают цифровое поколение, что требует новых подходов к организации образовательного процесса. Деятельность педагогов должна быть направлена на формирование у учащихся умений интерпретировать, анализировать, оценивать медиатексты, а также создавать собственные медиапродукты. Однако существует серьезное противоречие между требованиями, которые выдвигают современные общественно-экономические процессы и реально существующей ситуацией: педагоги, которые должны обучать учащихся основам медиаграмотностив ходе образовательного процесса по учебным предметам, а также в рамках внеклассной работы, зачастую сами не имеют достаточного уровня владения информационной и медийной грамотностью. Решением этой проблемы может стать организация онлайн-курсов по медиаграмотности. Примером реализации одного из таких курсов является онлайн-курс «Английский язык для медиаграмотности».

Бесплатный онлайн-курс «Английский язык для медиаграмотности» был реализован с июня по сентябрь 2020 года среди работников сферы образования при поддержке Пресс-клуба Беларуси и Посольства США в Минске. Курс включал в себя самостоятельную работу над массовым открытым онлайн-курсом «EnglishforMediaLiteracy», разработанным Госдепартаментом США и Университетом Пенсильвании и доступным на платформе Coursera, а также еженедельные онлайн-сессии для обсуждения изученного материал. В рамках еженедельных онлайн-встреч с инструктором курса участники могли на практике применить полученные знания, обсудить возможности интеграции полученных знания в образовательный процесс.

Целью курса являлось формирование медиакультуры педагогов, оснащение их базовыми знаниями в сфере медиаобразования и медийно-информационной грамотности, которые необходимы для создания медиаобразовательного пространства в учреждениях образования.

Для осуществления этой цели необходимо было выполнить ряд задач:

  • подготовить необходимые ресурсы для обучения педагогов;
  • способствовать овладению педагогами практическими навыками по работе с медиа;
  • стимулировать творческую деятельность педагогов;
  • пополнять арсенал педагогов методами и формами, которые позволяют интегрировать элементы медиаобразования в учебные и внеклассные занятия с учащимися;
  • создать условия для успешного взаимодействия работников сферы образования из разных регионов Республики Беларусь.

Ключевая идея проекта состояла в обучении педагогов основам медиакультуры на английском языке, что позволит не только овладеть навыками работы с медиа, но и повысить свой уровень владения иностранным языком.

Программа курса включала в себя следующие темы: «Медиаландшафт педагогов и обучающихся», «Введение в медиаграмотность», «Типы медиа: традиционные виды медиа и социальные медиа», «Реклама», «Предвзятость и предубеждения в медиаисточниках», «Разнообразие в медиа», «Медиаграмотность в современном обществе».

Основным показателем успешности реализованного курса являются его результаты, которые анализировались в соответствии критериями и показателями эффективной реализации:

  • уровень медиакультуры участников курса;
  • степень вовлеченности в обучающий онлайн-курс и его эффективность;
  • создание участниками курса собственных интеллектуальных продуктов в виде различного медиаконтента.

Были достигнуты следующие результаты:

  • повысился уровень медиакультуры участников курса (контролировался с помощью входного и выходного опросов, Таблица 1);

Таблица 1

Результаты входного и выходного опросов участников проекта

Диаграмма 1.Как вы оцениваете свои знания в сфере медиаграмотности до начала проекта?

Диаграмма 2.Как вы оцениваете свои знания в сфере медиаграмотности после проекта?

Диаграмма 3. Изменилось ли Ваше отношение к медиаресурсам (стали ли Вы внимательнее их оценивать, обращать внимание на содержание, авторов, и т.д., проверять их достоверность)?

Диаграмма 4. Продолжите ли вы работу по совершенствованию своих навыков в сфере медиаграмотности и информационной грамотности?

 

 

  • участниками курса были созданы собственные интеллектуальные продукты в виде презентаций, учебных плакатов и планов-конспектов занятий;
  • создан электронный банк материалов и разработок курса, которые впоследствии доступны всем участникам и их коллегамhttps://bit.ly/3fdu3z0.

Среди других курсов, направленных на непрерывное образование педагогов в сфере медиаграмотности, можно отметить курс «VeryVerified» (доступен на русском, украинском и английском языках), «Mediaactive: HowtoParticipateinourDigitalWorld» (доступен на английском языке),«EnglishforMediaLiteracy. Canvas» (доступен на английском языке).

Развитие информационного общества выдвигает новые требования к специалистам сферы образования: их профессиональные знания, умения и навыки должны соответствовать тенденции информатизации образования. Педагоги, работающие в современной системе образования, обучают цифровое поколение, что требует иных подходов к организации образовательного процесса: они не только должны быть готовы к восприятию и переработке огромного потока информации, но и уметь грамотно выбирать необходимую информацию для себя и обучаемого, а также максимально использовать возможности медиатехнологий в образовательном процессе. Именно поэтому информационная и медиаграмотность являются одними из составляющих профессиональной компетентности педагога, овладеть которыми можно только в процессе непрерывного образования и через постоянное саморазвитие.

 

Список литературы

 

  1. Бондаренко, Е.А. Технологии в сфере медиакультуры. Методическое пособие/ Е.А. Бондаренко. – М., 2001.
  2. Лапкин, В. С. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы / В. С. Лапкин. – 2019.
  3. Медиаобразование в школе: формирование медиаграмотности учащихся/ М. И. Запрудский: под ред. М. И. Запрудского – Минск, 2016.
  4. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности – Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Москва, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf – Дата доступа: 15.02.2021.
  5. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность / А. В. Федоров. – Таганрог, 2004.
  6. Compass: Manual for Human Rights Education with Young People. CouncilofEurope. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/compass/media – Дата доступа: 15.02.2021.

© И.И. Ровбель, 2021