Раздзелы сайта

Галоўная

Мероприятия

  Мероприятие  «Осторожно – пришла зима!»

 

Цель: Способствовать формированию навыков поведения в условиях низких температур, гололеда, на замерзших водоемах.

 

Задачи:
1. Ознакомить с признаками обморожений и оказанием первой медицинской помощи.
2. Изучить техники передвижения и падения в условиях гололеда.
3. Проинформировать о правилах поведения на водоемах в зимний период.

Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

Этапы внеклассного мероприятия:
I. Организационный момент и постановка цели – 5 мин.
II. Основная часть – 25 мин
— приемы, способствующие развитию техники чтения;
— признаки переохлаждения и обморожения; техника передвижения и падения в условиях гололеда; правила поведения на водоемах в зимний период.
— проведение физкультминутки.
III. Заключительный этап.
Заключительное слово.
Подведение итогов, рефлексия – 10 мин.

 

Ход мероприятия:


I. Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие ребята! Наконец наступила долгожданная зима — можно играть в снежки, ходить на лыжах, кататься на санках и коньках. Однако не стоит забывать об опасностях, которые подстерегают нас в это время. Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя на улице, чтобы зима прошла радостно и без происшествий.


Основная часть:

Учитель:

1. Правила безопасности зимой.
Ребята, кто из вас знает, как вести себя на морозе, как следует одеваться? (ответы). Сейчас я расскажу вам об этом.
Одежда зимой должна быть многослойная. Для создания многослойности одежды, можно надеть на себя пару свитеров, нижние и верхние штаны, обычные и шерстяные носки. Чтобы не обморозить пальцы рук, можно надеть 2 вида перчаток или варежек. Если есть возможность, лучше отдать предпочтение длиннополой одежде, которая также будет задерживать проникновение холода к телу.
Зимняя одежда ни в коем случае не должна быть тесной, потому что в этом случае нарушается правильное кровообращение.
Обязательно правильно подбирайте размер зимней одежды. Лучше, если она будет свободной и не сковывающей движений.
Учитель:
Как согреваться на морозе? (ответы).
Самое важное на морозе — это движение. Чем активнее двигаться на морозе, тем лучше тело согревает само себя.
Как только начинает ощущаться окоченение или похолодание конечностей, желательно сразу же начать активное движение, пока еще не больно это делать.

1. Перед выходом на мороз нанесите на кожу открытых поверхностей (в основном, лицо) специальный крем от мороза желательно не позднее, чем за полчаса до выхода на мороз. Ни в коем случае нельзя пользоваться увлажняющими кремами и средствами, потому что в их состав входит вода, которая замерзает на морозе.
2. Нельзя браться голыми руками за металлические поверхности на морозе.
3. Когда лицо начнет замерзать от мороза и холода, можно растереть его сухой поверхностью рук. Еще лучше просто мимически подвигать различными лицевыми мышцами, чтобы кровь начала активнее согревать область лица.
Нельзя растирать лицо снегом или тканью перчаток/варежек, ими можно повредить кожу и занести инфекцию в образовавшиеся ранки.
4. При возвращении с мороза в теплое помещение нельзя сразу подвергать поверхность замерзших частей тела воздействию прямого источника тепла (батареи, горячая вода, радиаторы, обогреватели и т.д.). В таких случаях, при быстром нагреве замерзшей поверхности кожи возможны серьезные повреждения и даже ожоги. Отогреваться от мороза нужно постепенно. Лучше всего лечь под одеяло и выпить горячего чая.

2. Первая помощь при обморожении и переохлаждении.
Учитель:
А сейчас ознакомимся с признаками обморожения и переохлаждения и правилами оказания первой помощи при них.
На зимнем холоде можно себе что-нибудь обморозить и не заметить этого. Входя в дом с мороза, постучим носком о пятку — так проверяем, не потеряли ли чувствительность пальцы ног. Если потеряли — не снимаем обувь в помещении минут 15-20. Присядем, срочно выпьем горячий сладкий чай.
«Примороженные» ноги наверняка начнут болеть. Терпим. Снимаем носки и обувь, только когда боль притихнет. Посмотрим и пощупаем. Щупаем — чувствительность не пропала. Смотрим — нет ли покраснения или посинения кожи. Если нет, растираем стопу большим пальцем от пальцев ноги к колену. Перед этим обработаем руки и стопы спиртом или водкой.
Но вот если замерзшие места потеряли чувствительность… . Если кожа там бледная, холодная и твердая на ощупь… И если тем более на лодыжке не прощупывается пульс… Тогда: обернем ноги теплой повязкой или одеялом, примем 1-2 таблетки анальгина, пьем сладкий горячий чай и ОБЯЗАТЕЛЬНО обращаемся к врачу.
Переохлаждение — опасное состояние организма. Сначала начинается озноб, человека бросает в дрожь. Потом ощущение холода может пройти. Но сознание человека затуманивается. Он становится заторможенным, могут появиться апатия, бред, галлюцинации.
Температура тела понижается. Бледнеют или синеют губы. Тогда с жертвой переохлаждения надо поступить так: тепло укутать, дать выпить или съесть что-нибудь. Быстрее (не более чем через час) доставить в теплое помещение.
В теплом помещении — пострадавшего немедленно раздеть, поместить в ванну с теплой водой (до 35-40 градусов — не больше!). Или — обложить пострадавшего теплыми грелками той же температуры в нескольких местах. После ванны — тепло укутать или одеть. Вызвать врача. Продолжать давать теплое питье.

3. Как правильно падать в гололед.
Учитель:
Ребята, теперь побеседуем еще об одном зимнем явлении – гололеде. Знаете ли вы, как передвигаться и падать на гололеде? (ответы).
Если вы поскользнулись на льду, падать нужно правильно. Существует несколько техник падения, позволяющих смягчить удар и избежать серьезных травм.
Чтобы уменьшить высоту, с которой вы падаете, постарайтесь присесть во время падения. А чтобы ваши мышцы запомнили это движение, регулярно выполняйте упражнения на приседание у себя дома. Самое безопасное положение тела при падении в гололед — это поза эмбриона. Втяните голову в плечи, подбородок прижмите к груди, а локти — к туловищу. Ноги следует согнуть в коленях.
Есть и еще один важный момент. Мышцы способны защитить кости человека при падении. Если мышцы расслаблены, то удар принимают на себя кости. Поэтому мышцы должны быть напряжены, ведь ушиб или надрыв мышцы — это намного менее серьезная травма, чем перелом.
Безопаснее всего падать в гололед на бок, чтобы не повредить позвоночник, руки и лодыжки. Чаще всего зимой люди ломают руки (70% переломов зимой), особенно выпрямленные, потому что при падении рефлекторно выставляют их вперед и падают всем весом.
Травмы при падении в гололед.
При сильном ушибе нужно обязательно обратиться к врачу, чтобы исключить опасность скрытого перелома или повреждение внутренних органов. Основные симптомы растяжения связок: сильная боль, быстрый отек, неестественная подвижность сустава. Вывих сустава можно определить по неестественному положению конечности и неподвижности сустава. При любых ушибах головы нужно немедленно обратиться в травмпункт, особенно, если вы потеряли сознание во время падения или беспокоит головная боль.
Зимой гололед становится причиной падений и травм. Если раньше люди занимались интенсивным физическим трудом, их мышцы и кости были тренированы, падение для них было не очень опасно, то теперь, при нашем сидячем образе жизни, удары о землю могут быть очень опасны. Особенно осторожными нужно быть пожилым людям. Однако, есть приемы, позволяющие довольно уверенно ходить по льду и другим скользким поверхностям.
Как ходить по льду правильно.
Научиться ходить по относительно горизонтальной скользкой поверхности довольно просто. Шаг должен состоять из следующих стадий:

1. Перенести всю тяжесть тела на одну ногу (например, правую), убедиться, что она надежно стоит на льду.
2. Поднять другую ногу (левую).
3. Поставить левую ногу на лед всей площадью ступни.
4. Постепенно перенося вес на левую ногу, убедиться, что она не скользит.
5. Перенести вес тела на левую ногу.
Кажется, что выполнить все, описанное выше, сложно. Каждый раз контролировать свои действия при ходьбе человеку не свойственно. Но на самом деле научиться довольно просто. Достаточно потренироваться дома, на ровном полу. Потом начать так ходить по улице. Двигательные навыки у человека отрабатываются хорошо. Уже через неделю Вы будете ходить так, не задумываясь о каждом шаге.
Само движение таким «ледовым» шагом может выглядеть по-разному. Например, распространенный в армии строевой шаг как раз очень подходит для хождения по льду. В строевом шаге присутствуют все элементы, описанные выше. В нем четко отрабатывается и перенос тяжести на одну ногу, и балансировка на одной ноге, и правильная постановка стопы на всю ее поверхность. Если Вы умеете ходить строевым шагом, то именно им и нужно ходить по льду. Ничему учиться не надо.
Другой вариант «ледового» шага выглядит по-другому. Но в целом он не отличается от строевого. Просто не надо тянуть носок. Выставлять вперед можно и согнутую ногу. Это дела не меняет, но все равно нужно сосредоточиться на том, чтобы вся тяжесть тела была на устойчиво стоящей ноге.
Как правильно падать.
При падении повреждения возникают не от самого падения, а в результате удара о землю разными чувствительными частями тела. Зимой человек достаточно хорошо одет. Его одежда является надежным амортизатором. Но проблема в том, что у обычного человека очень неправильные рефлексы. При падении он пытается за что-то схватиться, размахивает руками и головой. Именно эти части тела и подвержены травмам. Ничего страшного в том, что вы упадете на бок или на мягкое место, нет. Одежда и мягкие ткани вашего тела смягчат удар. Может быть синяк, да и только.
4. Правила поведения на водоемах.
Воспитатель:
Кто из вас знает, как вести себя на льду водоемов, чего следует избегать? (ответы).
Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд — очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо ознакомиться с правилами поведения на льду.
Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5—6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд — в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод. Если вы передвигаетесь по льду на лыжах, выньте руки из петель палок. Идущий впереди лыжник должен проверять прочность льда ударами лыжных палок. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным.
Если при передвижении по ледяной поверхности вы увидите, что наружу проступает вода, немедленно возвращайтесь назад, но ни в коем случае не бегите. Идите скользящим шагом, не отрывая ступней ото льда. Если лёд очень тонкий и трещит под ногами, перемещайтесь ползком.

Физкультминутка!
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. На четыре повторения.

III. Заключительная часть.
Заключительное слово учителя:
Ребята, сколько опасностей таит в себе зима, никто не застрахован от несчастных случаев и приключений в мороз. От того, насколько хорошо мы будем подготовлены к различным зимним ситуациям, как будем себя вести, оказывать помощь своим друзьям, знакомым и незнакомым людям, настолько спокойней и уверенней мы будем себя чувствовать, сбережем свое и чужое здоровье.
Подведение итогов.
Давайте повторим то, о чем мы сегодня разговаривали, что вы узнали нового из нашего разговора? Как уберечь себя от несчастного случая зимой, что следует предпринять для защиты от мороза, как правильно оказать первую помощь?

Рефлексия:
Дорогие ребята! Зима – прекрасное время для отдыха, развлечений, занятий спортом. Пусть мороз и снег принесут нам только радость и удачу, а полученные сегодня знания помогут сберечь свое здоровье и здоровье своих близких.
Всем спасибо за внимание и участие, до новых встреч!

 

Классный час на тему «Лед под снегом» Цели и задачи : - расширить представления детей о правилах поведения на льду; - указать причины несчастных случаев на воде; - подготовить детей к осознанию невозможности беспечного и неосторожного поведения во время ледохода; - отрабатывать правильность действий при случившемся несчастье на льду; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: - диск с фильмом «Коварство льда»; - карточки « Правила безопасного поведения на льду»; - тесты; - подборки стихов, загадок на данную тему; - тематические игры; - набор букв л, е, д, о, х, о, д; Ход классного часа I. Вступление. Организационный момент Всем – всем добрый день, прочь с дороги нашей, лень! Не мешайте нам трудиться, не мешайте нам учиться. За работою опять будем знанья получать. II. Постановка темы и цели - Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав загадки. Гость гостил, Без досок, без топоров Ледяной мост мостил – Через речку мост готов. Без ножа, без топора, Мост, как синее стекло: Без железного долота. (Мороз) Скользко, весело, светло. (Лёд) - В какое время года мы встречаемся с этими явлениями природы? (Зимой) Стынут ветки у берёз, По ночам трещит мороз. Наступили холода, Обернулась в лёд вода. - Так о чём же мы будем говорить? (О ледяных мостах, сковавших реки зимой, о правилах поведения на льду) III. Беседа по теме - Как вы думаете, чем опасен лёд? - Почему лёд не прощает беспечности и неосторожности? - Как помочь человеку, терпящему бедствие на льду? Учитель. Мосты, наведённые на водоёмах морозом, сокращают пути машин и пешеходов. Однако лёд коварен. Он не прощает беспечности и неосторожности. Недаром же все действия, связанные с риском и опасностью, сравнивают обычно с хождением по тонкому льду. IV. Правила безопасного поведения на льду (Выступление ребят - Существуют правила и приметы, знание которых позволяет избежать беды на льду. Ученик. Умеете ли вы определять прочность льда? Если он не занесён снегом, сделать это довольно просто. Наиболее прочен лёд с зеленоватым или синеватым оттенком; матово – белый и желтоватый ненадёжен. Слаб он обычно и в тех местах, где в него вмёрзли ветки, доски или какие – либо другие предметы. Ученица. Следует обходить участки, запорошенные снегом: здесь лёд нарастает очень медленно. Тёмные пятна на ровном, покрытом снегом ледяном покрове – сигнал опасности: тут он тонкий, неокрепший. Ученик. Конечно, рискованно лишь на глазок определять места, где можно перейти через водоём. Прочность льда лучше проверять с помощью пешни или палки, ударяя ею впереди себя и с боков. А вот «испытывать» лёд ударами ноги не следует, так недолго и провалиться. V. Просмотр видеоролика «Коварство весеннего льда» Комментарии учителя. По берегам многих рек расположены промышленные предприятия, сбрасывающие в водоём тёплые воды. Они подмывают лёд на больших площадях. Проходить или кататься вблизи таких мест опасно. Неожиданности подстерегают и в тех местах, где бьёт родниковая вода или впадают ручьи. Здесь, как и на реках с быстрым течением, часто образуются промоины. Иные рыбаки вырубают для подлёдного лова большие лунки. За ночь лунка затягивается тонким ледком и, запорошенная снегом, становится незаметной и может стать ловушкой для неосторожного человека. - Ответьте на вопросы: 1.Почему опасно ходить по льду вблизи промышленных предприятий? 2. Где образуются промоины? 3.Что может стать ловушкой для неосторожного человека? VI. Анализ стихотворения. Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд. (А. С. Пушкин) - В чём заключается основная мысль стихотворения? - Почему на льду опасно играть большими группами? - Оправдан ли такой риск? VII. Тест «Оцени обстановку» а. двигаясь через водоём с группой, соблюдаешь дистанцию 5 – 6 метров; б. опасные места обходишь, не стараясь перепрыгнуть или перебежать через них; в. оказавшись на тонком льду, отходишь назад скользящими шагами; г. не скатываешься на лёд с высоких и обрывистых берегов на санях или лыжах; д. не собираешься с друзьями большими группами в местах, где есть лунки и трещины. VIII. Помоги себе сам (правила напартах перед учениками в отпечатанном виде) - А что делать, если ты провалился? 1. Сохраняй самообладание, не хватайся за кромку льда, не барахтайся; 2. Прижмись к одному краю провала грудью или спиной, раскинь руки в стороны и упрись ногами в его противоположный край (если провал большой, делай ногами плавательные движения); 3. Попробуй осторожно выбраться на поверхность, поднявшись, не вставай в полный рост, отползи от опасного места; 4. Выбравшись из провала, следи, чтобы течение не занесло ноги под лёд; 5. Если ты провалился около берега на тонком льду, разбивай лёд руками и плыви к берегу. IX. Если опасность рядом Игра «Знатоки» Класс делится на две группы. Первая группа «Знатоки» – юные члены ОСВОДа, вторая – остальные ученики. Ребята заранее (дома) подбирают вопросы, которые они хотели бы задать знатокам. 1 вопрос. Как помочь человеку, попавшему в беду недалеко от берега? Ответ. Оказать помощь можно, не выходя на лёд, передав пострадавшему любое подручное средство – верёвку, доску, шарф, ремень. 2 вопрос. А если беда случилась далеко от берега? Ответ. Тогда к пострадавшему приближайтесь ползком, захватив с собой доску, лыжи, либо деревянную лестницу. Если неподалёку оказалось несколько человек, образуйте «живую» цепь: надо лечь и держать за ноги лежащего впереди. Первый в цепочке помогает пострадавшему, подложив под себя доску или лыжи. 3 вопрос. Как долго могут находиться в ледяной воде спасатели? Ответ. Даже тренированные и закалённые спасатели не могут находиться в ледяной воде более одной минуты. Поэтому здоровье и жизнь пострадавшего зависит от вашей смекалки и быстроты действий. 4 вопрос. Какую помощь следует оказать потерпевшему до приезда скорой помощи? Ответ. Потерпевшего перенесите в тёплое помещение, снимите мокрую одежду, вытрите досуха и заверните в шерстяное одеяло. Если у спасённого нарушено дыхание, ему нужно делать искусственное дыхание, не дожидаясь приезда скорой помощи. Дайте спасённому горячее молоко, чай или кофе, сделайте ванну или душ (температура воды 35 – 36 градусов) X. Составь из букв слово на магнитной доске Учитель. Наступит весна. Покров водоёмов становится рыхлым и непрочным, в нём образуются проталины и промоины. На покрытом водой льду порой невозможно различить, где просто скопилась вода, а где промоина. При переходе нужно быть ещё более внимательным. Ледоход – зрелище, привлекательное для детей и взрослых. Но в эту пору нужно быть особенно осторожным. XI. Игра «Где логика?»: - Переправляться через реки в период ледохода на лодке (нет). - Находиться на обрывистых берегах рек (нет). - Заходить на прибрежные льдины (нет). - Кататься на коньках и санках по льду, который трещит и прогибается (нет). - При подлёдном лове - класть у лунки доску (да). - Быть осторожным на льду (да). XII. Игра «Назови возможные последствия событий» 1.Весной большой соблазн для детей – « прокатится» на льдине. (Она может не выдержать, внезапно треснуть, на ней можно поскользнуться.) 2.Человек оказался на отколовшейся льдине. (Вода может унести его вместе с льдиной далеко от берега) XIII. Итог - Итак, подведём итог нашему занятию. Вывод. Чтобы не случилось беды, не будь беспечным! Не выходи сам и не разрешай другим выходить на лёд водоёмов!

Беседа "Как избежать травматизма зимой"

  Цели: Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм, особенно в период каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

 Задачи: 

  • спускаться следует только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек, деревьев или кустов на пути;
  • перед спуском нужно проверить, свободна ли трасса, не собираются ли ее пересекать с другого склона;
  • на сани садятся только верхом, держась за веревочку. Ноги не ставят на полозья, держат с боков полусогнутыми;
  • чтобы повернуть на ходу, достаточно спустить ногу на снег с той стороны, в которую хочешь повернуть сани;
  • чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок;
  • научите его падать: в момент падения он должен уметь группироваться, собираться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь. 

 

Ход занятия.

1.Вводная часть:

Категорически запретите ребенку кататься с горок, выходящих на проезжую часть улицы или железнодорожное полотно, и разъясните, насколько это опасно для жизни. 

Чтобы избежать травм и обморожений взрослым следует правильно подобрать зимнюю обувь для детей. Она должна быть удобной, теплой и главное - с крупной ребристой подошвой. 

Еще одна частая зимняя травма – повреждение глаз. Крепко слепленный и метко запущенный снежок может лишить ребенка зрения. Поэтому объясните ребенку, что во время снежного боя лучше находиться подальше от его эпицентра. А в случае попадания снежка в глаз, ребенка необходимо показать врачу-офтальмологу. 

В период зимних каникул и новогодних праздников самые любимые детские развлечения – фейерверки и петарды. На рынок новогодних праздников поступают многообразные пиротехнические средства, которые очень далеки от невинной игрушки и беззаботного проведения праздника. Первая вспышка и взрыв ослепляет и глушит. К тому же, петарда может разорваться совсем не в том месте, где планируется. Если стрелять с руки, можно остаться без конечностей, получить ожоги рук и лица. Исходя из этого, стрельбу пиротехникой можно разрешать только подросткам старше 14 лет и только под наблюдением взрослых, соблюдая строгие правила безопасности. Запуская петарду, нельзя стоять под деревом, у стены, рядом с товарищами, стрелять с руки, направлять траекторию полета в сторону прохожих, животных, построек. Нельзя запускать петарды в помещении.

2.Основная часть:

В зимний период, чтобы снизить вероятность падения, нужно соблюдать некоторые правила:

  • в гололедицу ходить нужно по-особому - как бы немного скользя, словно на маленьких лыжах. Идти желательно как можно медленнее на чуть согнутых в коленях ногах;
  • очень важно не держать руки в карманах (с фиксированными руками возрастает вероятность не только падения, но и перелома);
  • поскользнувшись, надо успеть сгруппироваться, быть готовым к падению;
  • лучше всего падать на бок, ни в коем случае не стоит приземляться на выпрямленные руки.

Чтобы предупредить возникновение дорожно-транспортного травматизма, дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны;
  • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что на дороге нет машин или других транспортных средств;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом. 

3.Заключительная часть.Подведение итогов.

В случае травмы взрослые должны уметь оказать первую медицинскую помощь ребенку. При возникновении небольших ушибов различных частей тела к ушибленному месту надо приложить на некоторое время (10-15 минут) холод (пузырек со льдом, снегом, холодной водой), затем обеспечить пострадавшему месту покой. При легких ушибах, применять холод, а затем забинтовать место повреждения. Ранки, ссадины, царапины нельзя промывать, а лучше всего обработать йодом кожную поверхность вокруг нее. 

Для укрепления костей дети должны употреблять продукты, которые содержат йод, кальций и витамин Д. Основной источник йода - морепродукты, особенно морская капуста, рыба. Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, витамин Д способствует лучшему усвоению кальция и образуется при воздействии солнечного света на кожу. Он поступает и с некоторыми продуктами питания: жирной рыбой, яйцами, крупяными блюдами. Кроме того, предотвратить травмы помогут и физические нагрузки.

 Рефлексия.

Помните, лучшая профилактика зимних травм — 
это осторожность и осмотрительность!

 

В  Беларуси около 30% смертей детей в возрасте  0-17 лет – результат внешних причин. То есть это смерти, которых можно было избежать.
Основная группа риска – юноши-подростки от 15 до 18 лет, на долю которых приходится абсолютное большинство травм, полученных вследствие внешних причин.

Ведущей причиной смертности в возрастной группе  5-18 лет является дорожно-транспортный травматизм. Вторая по значимости причина детской смертности (особенно это касается детей   в  возрасте  от 1года  до  4 лет) – это утопление. На третьем месте – асфиксия (механическое удушение) – проблема, которая чаще затрагивает детей  младшего  возраста. В список основных причин смертей также входят отравления, в том числе и от алкоголя, падения, ожоги и убийства.
Около 10% смертей детей и подростков в результате  внешних причин – следствие суицида.

Профилактика детского и подросткового травматизма напрямую зависит от мер, которые принимают общество и государство. К  наиболее  эффективным  мероприятиям  по  снижению  детского  дорожно-транспортного  травматизма  следует  отнести  использование  детских  автомобильных  кресел  и  ремней  безопасности  (в  т.ч.  и  на  задних  сидениях  автомобиля),  ограничение  скорости  в  населённых  пунктах,  использование  световозвращающих  элементов  в  тёмное  время  суток. В  летний  период  необходимо  запретить  купание  детей  в  необорудованных  для  этого  местах  и  без  присмотра  взрослых.

Использование  автономных  пожарных  извещателей  в  домах  многодетных  и неблагополучных  семей,  профилактика  гололёдных  травм,  воспитание  у  детей  негативного  отношения  к  алкоголю  и  наркотикам,  внимательное  отношение  и  забота  родителей – эти  и  другие  факторы  во  многом  содействуют  сокращению  гибели  детей отвнешних  факторов.

Профилактика гибели, травмирования детей – приоритетное направление деятельности государственных органов. Работа заинтересованных ведомств регламентирована разработанными на республиканском и областном уровнях нормативными правовыми актами.

 Справочно. Директива № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» от 11 марта 2004 года; плана мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2019-2020 годы, плана мероприятий, направленных  на предупреждение несчастных случаев и травмирования несовершеннолетних в зимний период при катании с гор (в соответствии  с резолюцией заместителя председателя Миноблисполкома Маркевича И.С. от 18.02.2019).

 Вместе с тем в 2020 году допущен рост гибели детей от внешних причин. По состоянию на конец 2020 года зафиксировано 15 случаев гибели среди несовершеннолетних, обучающихся в учреждениях образования Минской области (за 2019 год – 13).

 В период зимнего сезона, в связи с понижением температуры и наличием снежного покрова возросла активность занятий детей на свежем воздухе, в том числе катании с гор с использованием специальных устройств.   

Вопросы выработки у детей навыков безопасного поведения во время активного зимнего отдыха, в том числе связанного с катанием на надувных санках (тюбингах), умений защитить свою жизнь и здоровье, является главной задачей заинтересованных служб.

 На родительских собраниях, посредством мессенджеров Viber, WhatsApp родители ознакомлены с материалами (памятками, листовками, буклетами), содержащими информацию по профилактике травматизма в зимний период, правильном использовании спецсредств.

 Так как в последние годы наибольшую популярность приобретают надувные санки (тюбинги), вытесняя деревянные и пластиковые санки, в учреждениях образования в уголках безопасности размещена  информация по безопасному использованию зимнего спортивного и игрового оборудования. Несмотря на то, что катание на санках-ватрушках не требует специальных навыков, хорошей спортивной формы, предварительных тренировок и кататься на ватрушке может любой, тюбинги, в отличие от обычных санок, способны развивать большую скорость и даже закручиваться вокруг своей оси во время спуска. Кататься на санках ватрушках рекомендуется на склонах с уклоном не больше 20 градусов. Не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями. Кататься на санках-ватрушках следует сидя, не пытаясь кататься стоя или прыгая как на батуте.

В рамках предупреждения несчастных случаев используются возможные способы профилактики (акции, творческие конкурсы и иные мероприятия).

 

Беседа "Как избежать травматизма зимой"

  Цели: Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм, особенно в период каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

 Задачи: 

  • спускаться следует только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек, деревьев или кустов на пути;
  • перед спуском нужно проверить, свободна ли трасса, не собираются ли ее пересекать с другого склона;
  • на сани садятся только верхом, держась за веревочку. Ноги не ставят на полозья, держат с боков полусогнутыми;
  • чтобы повернуть на ходу, достаточно спустить ногу на снег с той стороны, в которую хочешь повернуть сани;
  • чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок;
  • научите его падать: в момент падения он должен уметь группироваться, собираться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь. 

 

Ход занятия.

1.Вводная часть:

Категорически запретите ребенку кататься с горок, выходящих на проезжую часть улицы или железнодорожное полотно, и разъясните, насколько это опасно для жизни. 

Чтобы избежать травм и обморожений взрослым следует правильно подобрать зимнюю обувь для детей. Она должна быть удобной, теплой и главное - с крупной ребристой подошвой. 

Еще одна частая зимняя травма – повреждение глаз. Крепко слепленный и метко запущенный снежок может лишить ребенка зрения. Поэтому объясните ребенку, что во время снежного боя лучше находиться подальше от его эпицентра. А в случае попадания снежка в глаз, ребенка необходимо показать врачу-офтальмологу. 

В период зимних каникул и новогодних праздников самые любимые детские развлечения – фейерверки и петарды. На рынок новогодних праздников поступают многообразные пиротехнические средства, которые очень далеки от невинной игрушки и беззаботного проведения праздника. Первая вспышка и взрыв ослепляет и глушит. К тому же, петарда может разорваться совсем не в том месте, где планируется. Если стрелять с руки, можно остаться без конечностей, получить ожоги рук и лица. Исходя из этого, стрельбу пиротехникой можно разрешать только подросткам старше 14 лет и только под наблюдением взрослых, соблюдая строгие правила безопасности. Запуская петарду, нельзя стоять под деревом, у стены, рядом с товарищами, стрелять с руки, направлять траекторию полета в сторону прохожих, животных, построек. Нельзя запускать петарды в помещении.

2.Основная часть:

В зимний период, чтобы снизить вероятность падения, нужно соблюдать некоторые правила:

  • в гололедицу ходить нужно по-особому - как бы немного скользя, словно на маленьких лыжах. Идти желательно как можно медленнее на чуть согнутых в коленях ногах;
  • очень важно не держать руки в карманах (с фиксированными руками возрастает вероятность не только падения, но и перелома);
  • поскользнувшись, надо успеть сгруппироваться, быть готовым к падению;
  • лучше всего падать на бок, ни в коем случае не стоит приземляться на выпрямленные руки.

Чтобы предупредить возникновение дорожно-транспортного травматизма, дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны;
  • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что на дороге нет машин или других транспортных средств;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом. 

3.Заключительная часть.Подведение итогов.

В случае травмы взрослые должны уметь оказать первую медицинскую помощь ребенку. При возникновении небольших ушибов различных частей тела к ушибленному месту надо приложить на некоторое время (10-15 минут) холод (пузырек со льдом, снегом, холодной водой), затем обеспечить пострадавшему месту покой. При легких ушибах, применять холод, а затем забинтовать место повреждения. Ранки, ссадины, царапины нельзя промывать, а лучше всего обработать йодом кожную поверхность вокруг нее. 

Для укрепления костей дети должны употреблять продукты, которые содержат йод, кальций и витамин Д. Основной источник йода - морепродукты, особенно морская капуста, рыба. Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, витамин Д способствует лучшему усвоению кальция и образуется при воздействии солнечного света на кожу. Он поступает и с некоторыми продуктами питания: жирной рыбой, яйцами, крупяными блюдами. Кроме того, предотвратить травмы помогут и физические нагрузки.

 Рефлексия.

Помните, лучшая профилактика зимних травм — 
это осторожность и осмотрительность!