Раздзелы сайта

Галоўная

Родительский университет

ПОЛОЖЕНИЕ

о «Родительском университете»

государственного учреждения образования

«Прилукская средняя школа»

 

1.Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Прилукская средняя школа»

1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи «Родительского университета»

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

  • формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
  • расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
  • овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
  • развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
  • актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
  1. Организационная структура «Родительского университета»

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

  • для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
  • для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;
  • для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:

  • прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

  • дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Ожидаемые результаты

4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

 

 1 ЧЕТВЕРТЬ 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

2

2-е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня — важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

 II ступень — «Мой ребенок — подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

5

9-е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

10-е классы

1.1

Тема 1. Здоровье — это жизнь.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия — проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

2

11-е классы

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

 ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-XI классов

Классы

Темы

1-е классы

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

2-е классы

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

3-е классы

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

4-е классы

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

5-е классы

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

6-е классы

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

7-е классы

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

8-е классы

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

9-е классы

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

10-е классы

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

11-е классы

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

 


2 ЧЕТВЕРТЬ 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

1-е классы

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

2

2-е классы

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

3

3-е классы

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

4

4-е классы

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

II ступень — «Мой ребенок — подросток»
для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

5-е классы

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

2

6-е классы

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

3

7-е классы

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

4

8-е классы

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

5

9-е классы

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

10-е классы

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

2

11-е классы

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-XI классов

Классы

Темы

1-е классы

Мотивы учения младших школьников

2-е классы

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

3-е классы

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

4-е классы

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

5-е классы

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

6-е классы

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

7-е классы

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

8-е классы

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

9-е классы

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

10-е классы

Личное ли это дело — личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

11-е классы

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

 


3 ЧЕТВЕРТЬ 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

1-е классы

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

2

2-е классы

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

3

3-е классы

3.3

Тема 3. Здоровая семья — здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

4

4-е классы

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

II ступень — «Мой ребенок — подросток»
для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

5-е классы

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

2

6-е классы

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

3

7-е классы

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

4

8-е классы

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения

5

9-е классы

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

10-е классы

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.
Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.
Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.
Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

2

11-е классы

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-XI классов

Классы

Темы

1-е классы

Мотивы учения

Адаптация к обучению в школе

2-е классы

Роль отца в воспитании ребенка

Профилактика жестокого обращения с детьми

3-е классы

Психологические причины школьных неудач

Как привить ребенку любовь к чтению?

4-е классы

Интеллектуальное развитие ребенка

Учимся распределять своё время

5-е классы

Психологические особенности

Ребёнок среди сверстников

6-е классы

Трудности переходного возраста

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

7-е классы

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Подростковый возраст. Проблемы полового созревания

8-е классы

О родительском авторитете

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

9-е классы

Интернет-зависимость: пути преодоления

Ответственность родителей

10-е классы

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

11-е классы

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

 


4 ЧЕТВЕРТЬ 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

1-е классы

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

2

2-е классы

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

3

3-е классы

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье — залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

4

4-е классы

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

II ступень — «Мой ребенок — подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

5-е классы

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

2

6-е классы

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

3

7-е классы

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков — что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

4

8-е классы

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

5

9-е классы

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

1

10-е классы

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

2

11-е классы

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-XI классов

Классы

Темы

1-е классы

Леворукий ребенок в школе

2-е классы

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

3-е классы

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

4-е классы

Организация свободного времени детей в период летних каникул

5-е классы

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

6-е классы

Трудовое воспитание в семье

7-е классы

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

8-е классы

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

9-е классы

Ответственное родительство — залог благополучия семьи

10-е классы

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

11-е классы

Самореализация личности