ПОЛОЖЕНИЕ
о «Родительском университете»
государственного учреждения образования
«Прилукская средняя школа»
1.Общие положения
1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Прилукская средняя школа»
1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
- Цель и задачи «Родительского университета»
2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
- формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
- расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
- формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
- овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
- развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
- актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
- Организационная структура «Родительского университета»
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
- для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
- для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребёнок – подросток»;
- для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:
лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Ожидаемые результаты
4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
1 ЧЕТВЕРТЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
II ступень — «Мой ребенок — подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
10-е классы
|
1.1
|
Тема 1. Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия — проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
|
2
|
11-е классы
|
2.1
|
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-XI классов
Классы
|
Темы
|
1-е классы
|
Психологические особенности младших школьников
|
Развитие памяти и внимания младших школьников
|
2-е классы
|
Воспитание вежливости
|
Профилактика жестокого обращения с детьми
|
3-е классы
|
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
|
Как выявить и развить способности детей?
|
4-е классы
|
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
|
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
|
5-е классы
|
Мой ребенок становится подростком
|
Психологические особенности младших подростков
|
6-е классы
|
Роль отца и матери в воспитании ребенка
|
Как научить учиться с удовольствием?
|
7-е классы
|
Ваш любимый неидеальный ребенок
|
Подростковый возраст: проблемы полового созревания
|
8-е классы
|
Как научиться понимать и принимать подростка?
|
О родительском авторитете
|
9-е классы
|
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения
|
Как помочь подростку в выборе профессии?
|
10-е классы
|
Психофизиологические особенности десятиклассников
|
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
|
11-е классы
|
Трудности личностного роста и их влияние на обучение
|
Научная организация учебного труда старшеклассников
|
2 ЧЕТВЕРТЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
1-е классы
|
1.2
|
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
|
2
|
2-е классы
|
2.2
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
3
|
3-е классы
|
3.2
|
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
|
4
|
4-е классы
|
4.2
|
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
|
II ступень — «Мой ребенок — подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
5-е классы
|
1.2
|
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
2
|
6-е классы
|
2.2
|
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
3
|
7-е классы
|
3.2
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
4
|
8-е классы
|
4.2
|
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
5
|
9-е классы
|
5.2
|
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
10-е классы
|
1.2
|
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
|
2
|
11-е классы
|
2.2
|
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-XI классов
Классы
|
Темы
|
1-е классы
|
Мотивы учения младших школьников
|
2-е классы
|
Как на самом деле любить своих детей?
|
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
|
3-е классы
|
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
|
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
|
4-е классы
|
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
|
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
|
5-е классы
|
Ребенок в коллективе сверстников
|
Межличностное общение подростков
|
6-е классы
|
Школьные конфликты
|
Трудности переходного возраста
|
7-е классы
|
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте
|
Как помочь ребенку стать взрослым?
|
8-е классы
|
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?
|
Подросток в социальных сетях: что делать?
|
9-е классы
|
Как научить детей распоряжаться деньгами?
|
Свободное время и его значение в формировании личности подростка
|
10-е классы
|
Личное ли это дело — личное счастье?
|
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников
|
11-е классы
|
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников
|
Закон и ответственность несовершеннолетних
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
II ступень — «Мой ребенок — подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
5-е классы
|
1.3
|
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
|
2
|
6-е классы
|
2.3
|
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
3
|
7-е классы
|
3.3
|
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
4
|
8-е классы
|
4.3
|
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения
|
5
|
9-е классы
|
5.3
|
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
10-е классы
|
1.3
|
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
|
2
|
11-е классы
|
2.3
|
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-XI классов
4 ЧЕТВЕРТЬ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
1-е классы
|
1.4
|
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
|
2
|
2-е классы
|
2.4
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
3
|
3-е классы
|
3.4
|
Тема 4. Эффективное общение в семье — залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
4
|
4-е классы
|
4.4
|
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
|
II ступень — «Мой ребенок — подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
5-е классы
|
1.4
|
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
|
2
|
6-е классы
|
2.4
|
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
3
|
7-е классы
|
3.4
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков — что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
|
4
|
8-е классы
|
4.4
|
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
|
5
|
9-е классы
|
5.4
|
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
|
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
1
|
10-е классы
|
1.4
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
2
|
11-е классы
|
2.4
|
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-XI классов
Классы
|
Темы
|
1-е классы
|
Леворукий ребенок в школе
|
2-е классы
|
Семейные традиции ценности в воспитании детей
|
Учение с увлечением
|
3-е классы
|
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
|
4-е классы
|
Организация свободного времени детей в период летних каникул
|
5-е классы
|
Вопросы дисциплины
|
Ответственность родителей за воспитание детей
|
6-е классы
|
Трудовое воспитание в семье
|
7-е классы
|
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
|
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?
|
8-е классы
|
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания
|
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?
|
9-е классы
|
Ответственное родительство — залог благополучия семьи
|
10-е классы
|
Особенности здоровья и физического развития старшеклассника
|
Режим учебного и физического труда, личная гигиена
|
11-е классы
|
Самореализация личности
|